Найти тему
McLoFer

Почему автоспорт и Формула-1 медленно умирает и будет хуже. Часть III

Всем добрый день! Почти во всех видах автоспорта и в Формуле-1 давно наметился кризис. И дело не коронавирусе. Эти давние печальные тенденции. Почему? И что дальше?

Эта серия статей для фанатов автоспорта и Формулы-1 в частности. Таких, как я, что смотрю Формулу-1 вот уже больше 20 лет.

В первой части статьи я рассказал о глобальном падении зрительского интереса к автоспорту в целом в мире. Так сказать о философских экзистенциальных причинах того, почему это уже не так увлекает людей, как раньше.

Во второй же части было описано то, как автоспорт и Формула-1 перестали быть эффективной рекламной площадкой, и таким образом потеряли интерес со стороны потенциальных спонсоров, а со временем - будут терять и самих участников в лице автоконцернов.

Третьей глобальной проблемой, грозящей уничтожить Формулу-1 является удорожание автоспорта и технологический императив, загоняющий ее в идейный тупик.

Современные гоночные болиды и содержание команд становится все дороже. Участие в автоспорте как рекламном проекте становится все более сомнительным для автоконцернов. Более того, сами новые технологии в индустрии ставят ряд вопросов на будущее.

1. Экологизация и электрификация.

Интересуется ли потенциальный покупатель таких авто Формулой-1?
Интересуется ли потенциальный покупатель таких авто Формулой-1?

Если мы стали больше задумываться об экологии и вреде, что наносят авто окружающей среде, то наверное, нас менее впечатлят динамические характеристики авто и его спортивная родословная. Покупатель Toyota Prius, который берет ее из-за того, что на гибридная, чаще покупает ее не потому что электродвигатель имеет больший КПД, а значит - даст больше скорости и мощности. Для покупателя на первом месте будет экономичность. Акцент сместился. Тут не до автоспортивных достижений.

2. Автоспорт больше не является витриной надежности.

Это раньше хороший гоночный автомобиль должен был развалиться на части сразу после финиша. А плохой - попросту до финиша не доезжал. И зритель сразу видел, какие бренды могут обеспечить надежность, а какие нет. Так прославились мотоциклы Хонда на Дакаре, автомобили Порше на кольцевых гонках, так реабилитировалась Феррари, когда их надежность позволила брать титулы Михаэлю Шумахеру, и сразу же в США люди стали покупать Феррари себе в гаражи, не боясь, что этот суперкар развалится в первой долгой поездке. Сегодня же фактор надежности в автоспорте играет против производителей - почти все добираются до финиша, а значит больше нельзя говорить о какой-то супер-надежности именно нашего бренда. Все выровнялись.

Посмотрите нарезку лучших моментов ГП Австрии 2019. В той гонке финишировали все 20 болидов, что видно на 6:50 мин. в протоколе гонки:

3. Тренды будущего в автоиндустрии играют не в пользу автоспорта.

Это два основных тренда. Про первый я уже сказал - это электрификация. Будущие автомобили будут электрическими, а значит фактор спортивных успехов на автодромах перестанет быть ключевым. И не только из-за смещения приоритетности в пользу экономичности и экологичности. Я просто предлагаю послушать, как звучат старые болиды Формулы-1 с двигателями V10 20-летней давности и современные турбогибриды с двигателем V6 и развитой электрической частью силовой установки, которая генерирует около 20-25 % всей мощности. И еще покажу, как звучит болид Формулы-Е, целиком электрической гоночной серии.

И добавляю видео с болидами электрической серии Формула-Е:

Ясно, что эмоциональная вовлеченность болельщиков значительно падает, когда они больше не слышат пронзительного рева моторов. Адреналин не вырабатывается, а именно он является движительной силой в спорте.

Второй тренд в автомобилестроении, который будет убивать автоспорт - это разработка автопилотов. Уже сегодня автомобили многих брендов, например Вольво, активно внедряют элементы автопилота в свои дорожные авто. Удерживание в полосе, старый-добрый круиз-контроль скорости, коробку автомат, кстати, тоже сюда нужно относить. Теперь появились системы экстренного торможения при обнаружении препятствия прямо по курсу, а VW уже давно внедрил помощника при парковке, и это не пищащий парк-троник, а полноценный автопилот при параллельной парковке задним ходом у бровки. А еще есть системы против отката при трогании под горку на механике. В США активно тестируется полный автопилот автомобиля, и успехи есть.

Автопилот элеткрокаров Tesla:

Помощник парковки от VW:

Если автоспорт идет по пути технологического императива и автоконцерны обкатывают технологии в гоночных командах - то нас очень скоро ждут чемпионаты без гонщиков в болидах. То есть мы фактически должны будем отсечь от спорта самих спортсменов. Иначе такой спорт станет анахронизмом. Если придерживаться такой концепции - то будущее Формулы-1 - электрокары на автопилоте. Сколько в этом останется спорта?

В заключающей четвертой части статьи я порассуждаю о том, какую огромную роль в автоспорте и шоу несет фактор ошибки человека, и почему исключение этого фактора может сгубить автоспорт.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще.