<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:35.4pt; mso-footer-margin:35.4pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->
Любительские кинофильмы прошлого
За последние несколько десятилетий бытовая видеоаппаратура сделала гигантский шаг вперёд. Сейчас любой турист, вернувшийся из интересной туристической поездки, может сам сделать интересный высококачественный видео-отчёт о своём путешествии с помощью малогабаритной видеокамеры или цифрового фотоаппарата.
Возможно, таким любителям видео будет интересно знать, что могла в этом плане им предложить бытовая техника 50-60 лет тому назад.
На стыке 50-х и 60-х годов прошлого века в продажу поступила бытовая киноаппаратура на основе 8-мм кинопленки, рассчитанная на массового кинолюбителя.
Самые дешевые камеры стоили около 20 рублей, что на наши современные деньги эквивалентно 4000 рублям, если считать один тогдашний рубль эквивалентным двумстам современным. Это была примитивная камера, которая работала от плоской 4,5–вольтовой батареи и только протягивала пленку стартстопным способом перед примитивным объективом, снабжённым обтюратором. Экспозицию менять можно было только установкой значения диафрагмы. Наводки на резкость не было никакой, но так как фокусное расстояние объектива было небольшим, то все кадры, сделанные с расстояния более полутора метров, можно было считать резкими. Скорость съёмки составляла 18 кадров в секунду, а размер кадра составлял примерно 4 на 5,2 мм. Эквивалентная чёткость изображения на черно-белой плёнке составляла не более 250 линий на кадр, а на цветной (трёхслойной) плёнке и того меньше.
Более дорогие кинокамеры с пружинным заводом могли в полуавтоматическом режиме устанавливать правильную экспозицию с помощью встроенного фотоэлемента. Для этого нужно было постоянно держать стрелку фотоэлемента в видоискателе в нужных пределах, чем устанавливалось нужное значение диафрагмы для достижения правильной экспозиции. В этих камерах была и ручная регулировка наводки на резкость, правда по шкале расстояний. Такие камеры, в частности «Кварц», стоили уже в 4-5 раз дороже. Кроме того, их недостатком было то, что завод пружины обеспечивал непрерывную экспозицию только в течение 30 секунд, после чего камеру нужно было заводить снова.
Дальнейшим прогрессом было появление трёхобъективной камеры «Нева». Камера имела один объектив и две насадки, размещенные на турели. Эти насадки обеспечивали, соответственно, применение телеобъектива и широкоугольного объектива, помимо основного объектива. Наводка на резкость осуществлялась с помощью шкалы расстояний. Оператору, кроме выбора ракурса и объекта съёмки, нужно было одновременно регулировать два регулятора – держать стрелку фотоэлемента в нужных пределах для правильной экспозиции кадра и наводить объектив на резкость по шкале расстояний. «Нева» стоила 200 рублей.
И наконец, вершиной этой любительской отечественной кинотехники была камера с объективом с зумом «Кварц-2». Эта камера стоила 350 рублей – двойной месячный оклад старшего инженера.
Съемка фильма велась на кинопленку шириной 16 мм – так называемую 2х8 мм. Сначала вы экспонировали только одну сторону шириной 8 мм. После того как пленка заканчивалась, вы меняли в камере кассеты местами, и сейчас экспонировалась уже вторая сторона пленки. После обработки пленки эту пленку специальным резаком разрезали вдоль всей плёнки, и у вас получалось два длинных куска 8-мм плёнки. Конец одного такого куска с помощью специального станочка приклеивали к началу другого. Так получался кусок киноленты, которую можно было просматривать на экране с помощью специального кинопроектора в течение четырёх с половиной минут.
Существовали специальные пункты обработки экспонированных кинопленок, но многие кинолюбители обрабатывали кинопленку сами. Всем очень хотелось просмотреть отснятую в отпуске пленку как можно быстрее. А многим было просто интересно проявить пленку самим. Стоимость обработки минуты любительского фильма обходилась на современные деньги примерно в 200 рублей для черно-белой плёнки и в 250 рублей для цветной.
Что касается цветной плёнки, то большинство кинолюбителей сдавали такие плёнки в пункты обработки. Дело в том, что процесс обработки цветной киноплёнки был очень сложен, занимал более трёх часов и требовал поддержки температуры некоторых рабочих растворов с точностью в пол-градуса в течение всего процесса обработки, что было весьма трудно в тогдашних бытовых условиях.
Некоторые энтузиасты пытались озвучивать фильм с помощью голоса и музыкального сопровождения. Это сильно оживляло фильм, но представляло значительные технические трудности. Кроме того, эффективность такого озвучивания снижалась из-за высокого уровня шума самого кинопроектора.
Эпоха любительских кинофильмов закончилась в нашей стране на стыке 70-х и 80-х годов, когда появление видеокамер и видеомагнитофонов VHS произвело настоящую революцию в любительской кино-видеотехнике. Возникло множество важнейших возможностей. Так, теперь отпала необходимость в обработке видеоматериала, который можно было сразу посмотреть на той же камере, чтобы убедиться, что всё снято нормально. Отпала необходимость ручной регулировки диафрагмы для правильного экспонирования кино-материала. Наводка на резкость стала автоматической. Речевое и музыкальное сопровождение уже не представляло особых трудностей, так как совмещалось на одном устройстве. Ненужную пленку стало возможным использовать для новых записей. На два-три порядка снизилась стоимость просмотра видеоматериалов. Уменьшились размер, вес и стоимость съёмочной аппаратуры. Кроме того, был решен вопрос о долговечности записанного материала, так как появилась возможность копирования видеоматериалов, а с переходом на цифровую технику практически был решен вопрос о вечном сохранении записанных материалов без потери качества при копировании.
Но все эти великолепные возможности только подчеркивают энтузиазм и воодушевление кинолюбителей прошлых лет, которые тратили свои усилия, время и значительные деньги для того, чтобы запечатлеть примитивными, как мы видим сейчас, средствами, неповторимые моменты навсегда ушедшего прошлого.