К индийским фильмам привыкли относиться с пренебрежением и насмешкой. И на это есть свои причины.
Во-первых, индийские киностудии действительно ставят кинопроизводство на поток. Индия является одним из крупнейших в мире производителем фильмов. И интересные, качественные, проработанные картины, которых немало, теряются в толпе штампованных пустышек.
Во-вторых, индийское кино, как и гонконгское, всегда в основном работало на внутренний рынок. И даже начав выходить в широкий мировой прокат, индийские фильмы сохраняют свою самобытную культуру и традиции. Конечно же не обходится без оглядывания на Голливуд, и бурная смесь западных заимствований с индийскими киноклише иногда даёт нечто эффектное и оригинальное, а иногда индийского терминатора.
Стоит помнить, что индийское кинопроизводство — это не только Болливуд. Из региона в регион меняется не только язык, но и культура, обычаи и, конечно же, взгляд на кинематограф.
И здесь я хочу рассказать об одном из крупнейших проектов так называемого Толливуда (снятого в двух версиях на телугу и тамильском языках), а точнее даже двух проектов: “Бахубали: Начало” и “Бахубали: Рождение легенды”. Первая часть побила рекорд Индии по количеству стран, в которых фильм был в прокате. Вторая установила местный рекорд по мировым кассовым сборам. Мне посчастливилось увидеть “Бахубали: Рождение легенды” на большом экране даже в провинциальном кинотеатре, и это была любовь с первого взгляда.
Заглавный герой Бахубали основан на персонаже индийской мифологии, который почитается святым в одной из индийских религий джайнизме. Мифический Бахубали, если верить Википедии (оставлю более глубокое погружение в эту тему на другой раз), был знаменит своим аскетизмом, а именно способностью долго стоять на одном месте, медитировать и искать просветления. Однако для получения динамичного и драматического экшена нам расскажут про другую сторону его жизни, где он побеждает в войнах и участвует в политической жизни государства, а также оправдывает своё имя, которое переводится как “сильные руки”.
По сути эти два фильма являются одной очень длинной историей. И, несмотря на названия “Бахубали: Начало” и, что является более точным переводом второго фильма, “Бахубали: Заключение”, хронология в них немного сложнее. История несколько раз перескакивает в разные отрезки времени в интервале более сорока лет. Так что с точки зрения сюжета их проще рассматривать как одно целое. Хотя второй фильм и на мой взгляд, и судя по оценкам зрителей и критиков, всё-таки получился лучше, а также более мрачным и драматичным.
Сюжет фильмов крутится вокруг правящей семьи королевства Махишмати, войн с враждующими государствами, но в первую очередь внутриполитических интриг. Во втором фильме нам рассказывается история двух братьев, Бахубали и Бхаллаладева, соперничающих за право занять трон, пока государством правит регент — мать-королева. Оба брата сильные воины, однако Бахубали — внимательный к своему народу, справедливый, строго следующий заветам, по которым его воспитали, а Бхаллаладева — жестокий, завистливый и жадный до власти, готовый пойти на всё ради короны. Любовь народа на стороне Бахубали, но его злой брат, будучи талантливым манипулятором, заставляет даже честных людей играть себе на руку и совершать ужасное.
В первом фильме мы видим Махишмати спустя 25 лет и последствия хитрых планов Бхаллаладева. А место героя занимает сын Бахубали, точная копия отца. Их даже играет один и тот же актёр Прабхас. Волею судьбы он с рождения воспитывался далеко от королевства в приёмной семье. Ему лишь предстоит узнать о знатном происхождении и истории своей семьи. Старый друг его родителей рассказывает ему историю становления его отца с самого рождения. И так мы получаем очень длинный флешбэк, приквел внутри фильма, который и перетекает во вторую часть.
Финальной битвой за трон уже Бахубали младшего заканчивается второй фильм “Бахубали: Заключение”, после того как мы узнаём всю предысторию. Я предупреждала, что хронология тут не из лёгких.
Фильмы наполнены всем тем, за что мы так любим Индию: яркие краски, красивые обычаи, впечатляющие ритуалы, величественные религиозные тотемы, богатая природа, изысканные наряды, обилие украшений, и конечно же танцы и песни, но очень умеренно и со вкусом.
Не обошлось без драк и масштабных битв, нарушающих законы физики. Но именно здесь это не то что не лишний, а даже обязательный пункт. Ведь главный герой — не просто человек, а персонаж притч и мифов, о котором слагают легенды. Бахубали — это индийский супергерой и бить врагов он будет соответствующе.
Кроме двух Бахубали, в фильме множество интересных запоминающихся героев. Но я бы хотела отдельно выделить главных женских персонажей. Женщины трёх поколений являются здесь не просто красивым и чувственным украшением, матерями, жёнами и любовницами, а равноправными и важными участниками событий, влияющими на историю. Мать-королева Шивагами — справедливый политик и расчётливый стратег. Жена Бахубали принцесса Девасена — лучшая лучница королевства Кунтана, бесстрашная защитница справедливости и феминистка своего времени. И возлюбленная Бахубали младшего Авантика — талантливый воин и пылкий революционер.
Фильм очень красиво играет на контрастном сочетании женственности и мужественности. Шивагами останавливает захват власти, одной рукой перерезая горло врага, а в другой держа младенца. Девасена, будучи на позднем сроке беременности, отрезает пальцы главнокомандующему королевства, который домогался женщин, пользуясь своей властью. Авантика появляется в грёзах героя хрупкой и нежной, в струящемся белом наряде, в жизни же оказывается той ещё Зеной — королевой воинов в коже и с мечом, но такой жёсткой её вынудили стать обстоятельства.
По сюжету (а точнее по тому, как я его рассказала) может показаться, что фильмы о Бахубали состоят лишь из баталий и экшена. На самом деле оба фильма начинаются светлыми комедийными и романтичными сценами, с шутками и влюблёнными, поющими друг другу в цветущих садах. Всё как мы помним из старых индийских фильмов из детства и юности. Просто запоминается “Бахубали” именно размахом и эпичностью.
Два фильма, продолжительностью по 2,5 часа каждый (что для индийского фильма даже как-то мало), пролетят незаметно. Это настоящее развлекательное кино, не дающее заскучать ни секунды. Это сказка, в которую погружаешься полностью, получая эстетическое удовольствие и целую палитру эмоций.