Найти в Дзене

О ДИСТАНЦИОННОМ ГОЛОСОВАНИИ ДИСТАНЦИРОВАННЫХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Ярослав Мудрый при составлении Русской Правды (холст, масло, А. Шамков)
Ярослав Мудрый при составлении Русской Правды (холст, масло, А. Шамков)

Как известно, 23 мая 2020 года Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон за № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», предусматривающий возможность дистанционного голосования. Поправки предусматривают также возможность досрочного голосования на всех уровнях выборов, в том числе, на выборах президента в целях защиты здоровья избирателей и создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав.

Забота законодателей о здоровье избирателей всегда похвальна.

С учетом тенденций развития информационно-коммуникационных технологий прогрессивность таких поправок в избирательном законодательстве в принципе вполне закономерна.

Автор данной публикации не ставит целью подвергнуть критическому анализу названный выше закон с позиции целесообразности использования его формы и структуры, препятствующей восприятию и пониманию гражданами его сути, а также с точки зрения полноты и достаточности предусмотренных в нем технологических гарантий обеспечения достоверности результатов электронного голосования.

Думается, что гораздо важнее осмыслить характер сложившихся к настоящему времени организационно-правовых основ, регулирующих отношения между Народом и Государством, поскольку упомянутый закон является лишь следствием этих отношений.

Общеизвестно, что характер данных отношений определяется действующей Конституцией Российской Федерации.

Мы знаем, что согласно фундаментальному принципу организации власти Народ является ее источником.

В соответствии с преамбулой Конституции, определяющей условия и мотивы применения Основного закона, государство должно быть ответственным, патриотичным, справедливым и стремиться к благополучию и процветанию не какой-то группы лиц, а всего народа.

По своему назначению Конституция должна являть собой выражение общей воли Народа, играть роль ограничителя пределов государственной власти, устанавливать процедуры ее осуществления.

Между тем, согласно части 2 статьи 3 Конституции Народ может осуществлять свою власть либо непосредственно (через выборы и референдум), либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, возможность создания Народом собственного представительного органа власти с реальными полномочиями контроля деятельности Государства и его органов сверху донизу не предусмотрена (именно поэтому Государственная Дума согласно откровенным и столь же правдивым высказываниям отдельных политических деятелей «не место для дискуссий»). Государственная Дума потому и называется государственной, что таковой она признана Конституцией.

В этом месте у читателя может возникнуть мысль о том какую чушь несет этот писака, ведь у нас имеется Парламент с депутатами, избираемыми народом.

Совершенно верно. Имеется такой Парламент. И называется он Государственной Думой. Однако, для понимания сущности этого института власти необходимо задуматься хотя бы над следующими вопросами, а именно: а) наделен ли этот Парламент функциями контроля органов исполнительной власти сверху донизу и иными полномочиями, соотносящихся с верховенством народной власти; б) какие органы проводят выборы и определяют результаты голосования.

Ответы на них можно найти в Конституции России и в соответствующих законах.

Так, при прочтении статьи 103 Конституции трудно увидеть полномочия, которые могли бы свидетельствовать о том, что Государственная Дума есть представительный орган Народа.

Что же касается вопроса об органе, организующем референдум и свободные выборы, то ответ на него содержится в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно статье 21 которого «Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами». А это значит, что Народ к организации выборов и подведению их итогов и формально, и фактически не имеет никакого отношения. Применительно к статусу нашего парламента вспоминается известная фраза В.И. Ленина о сути буржуазного парламентаризма.

Между тем, исходя из закрепленного в Конституции принципа народного происхождения государственной власти, отношения между Народом и Государством, как представляется, должны были бы выстраиваться примерно по следующей логике:

1. Народ закрепляет конституционными нормами периодичность проведения Референдума как института непосредственного своего волеизъявления (например, один раз в два года) и перечень обязательных вопросов, выносимых на его рассмотрение;

2. Народ предусматривает в Конституции свой представительный орган с полномочиями в сфере законотворческой, контрольной и иной деятельности, осуществляемой в период между референдумами;

3. Референдум и выборы подготавливаются и проводятся самодеятельными общественными формированиями, члены которых не состоят в трудовых отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Самодеятельные общественные формирования по подготовке и проведению референдумов, выборов финансируются из бюджетных средств в объемах, одобренных референдумом.

4. Судебная власть включается в систему выборных народных представительных органов власти и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Думается, что перечисленные позиции достаточны для того, чтобы оценить величину "разрыва" между Народом и Государством.

Практико-правовая действительность такова, что Народ как источник власти настолько «дистанцировали» от государственной власти, что принятый закон об электронном голосовании оказался лишь одним из инструментов этого дистанцирования.

Взаимоотношения между Народом и Властью образно можно выразить следующей формулой: Народ это собственник корпорации по имени Россия, после найма исполнительного директора которой у последнего вынужден просить милостыню.