За свой 25-летний тренерский стаж я понял, что нет универсального способа отучить учеников от мерзкой привычки ругаться матом, сейчас я лишь поделюсь собственным опытом по борьбе с такой проблемой. Почему ученик использует нецензурную брань? Это очень широкая тема, ответ на которую в одной статьи дать невозможно. Можно лишь упомянуть, что подопечные, как и люди в целом, используют её для получения удовольствия. Моя задача как тренера - показать ученикам, что мат даёт гораздо больше приятных эмоций, когда ты ставишь его на доске, а не когда ты засоряешь им свою речь.
В то время подрастала новая волна сильных шахматистов: ребята 2000-2002 года рождения уже превосходили тех, кто был их старше даже на 4 года. Юное на тот момент поколение уже вытесняло костяк более старших, и я чувствовал что команда этих парней может достичь высоких результатов.
Утро второго дня на областной спартакиаде спортивных школ, я иду по коридору обдумывая расклад на предстоящие решающие несколько туров. Подхожу к комнате ребят и открываю дверь. Спиной ко мне, на кровати сидит Дима, активный, позитивный парень - достойный своих сокомандников друг. В пылу разговора он не замечает ни открытой двери, ни меня стоящего в ней, и выдаёт шаловливую фразу, да ещё и очень громко, он меня заметил и в комнате повисла гробовая тишина. Что прикажете? Ругать? Заставить приседать? Мне команду воспитывать надо, уверенность друг в друге, чувство локтя, как говорится.. Решению пришло мне в голову почти сразу: вывожу парней во двор, и даю задание: всем кроме Димы пробежать 5 кругов вокруг здания школы. Парни не ворчат, подобное "коллективное" воспитание не ново. Ребята бегают, Дима стоит. Что творилось в его голове думать не берусь, одно могу сказать точно - мата после я не слышал.
Не помню, выиграла команда этот турнир или нет, с уверенностью я заявлю одно - эти игроки были на столько сплоченные и уверенные в своих товарищах, что даже в тяжелых моральных ситуациях поддерживали друг друга. За 5 следующих лет эта команда выиграла 4 из 5 олимпиад. Надеюсь, и в обычной жизни им пригодилось "чувство локтя"
Владислав Каташук.
Что делать, если ученики ругаются матом?
31 мая 202031 мая 2020
9
1 мин