Не хотелось бы начинать с рекламы, но история без неё получится неполной.
Итак, в те недавние времена, когда магазины ещё были открыты и по улицам можно было свободно ходить, довелось нам зайти в магазин чая на улице Есенина. «Посоветуйте нам какой-нибудь чай!» — обратились мы к продавцу. И услышали внезапный, но любопытный ответ: «Попробуйте любимый чай Александра Дюма. А ещё вам должен понравиться чай по рецепту Крылова…».
Всё закончилось тем, что ещё часа полтора мы в магазине внимательно слушали рассказ продавца, а теперь пересказываем его вам:
Любимый чай Александра Дюма
Практически каждый читал или хотя бы слышал о произведениях «Граф Монте-Кристо» или «Три Мушкетера». Зато мало кто знает о том, как страстно Александр Дюма любил шоколад. Он добавлял его везде: даже ко многим мясным блюдам и, конечно, в чай тоже. И вот, каков его рецепт:
К 100 гр. черного чая необходимо добавить чайную ложку высушенных лепестков сафлора, и половину чайной ложки высушенных цветков василька. Затем туда добавляется половинка (примерно 50 гр) очень мелко измельченного горького шоколада. Заваривается такой чай 3-4 минуты при температуре 95 градусов Цельсия. Чай достаточно крепкий: одной ложки достаточно примерно на 150 мл. воды.
Второй напиток, от которого без ума был писатель называется Бичерин. Его также любили, по слухам, Фридрих Ницше и Джакомо Пуччини. Впервые этот напиток начали подавать в Турине в 1763 году в лавке, продающей карамель и лимонад. Сейчас на этом месте расположено кафе Al bicerin. Точный рецепт этого напитка держится в строжайшей тайне, но любители этого напитка вычислили примерные ингредиенты, и мы делимся ими с вами:
Приготовьте 200 мл. кофе эспрессо и оставьте его остужаться при комнатной температуре. Лучше всего подойдёт кофе, сваренный в турке, но возможны и другие способы.
Затем 200 гр. черного шоколада необходимо растворить на водяной бане, осторожно влить туда 50 мл. молока и, постоянно помешивая, добавить 2 ст. л. сахара. У вас должна получиться нежная кремообразная смесь. Её можно выложить на дно бокала.
Затем туда осторожно необходимо влить кофе и сверху выложить 100мл. взбитых сливок.
В итоге, бичерин у вас получится в три слоя. Пить его нужно именно так, размешивать ни в коем случае не стоит.
«Выпьем няня, где же кружка?»
Даже дети могут назвать имя няни другого Александра — Александра Сергеевича Пушкина. Поэт просто обожал пить чай, который Арина Родионовна готовила. И не раз отмечал, что особенно ему в нём нравится её крыжовенное варенье.
По воспоминаниям А. О. Смирновой-Россет, в доме поэта его всегда подавали в жару вместе с графином воды и льдом. А рецепт самого варенья сохранился в книге «У Лукоморья» хранителя Музея-заповедника «Михайловское» С.С. Гейченко (цитата взята с сайта музея):
«Очищенный от семечек, сполосканный, зеленый, неспелый крыжовник сложить в муравленный горшок, перекладывая рядами вишневыми листьями и немного щавелем и шпинатом. Залить водкою, закрыть крышкою, обмазать оную тестом, вставить на несколько часов в печь, столь жаркую, как она бывает после вынутия их нее хлеба. На другой день вынуть крыжовник, всыпать в холодную воду со льдом, через час перемешать воду и один раз с ней вскипятить, потом второй раз, потом третий, потом опять положить ягоды в холодную воду со льдом, которую перемешивать несколько раз, каждый раз держа в ней ягоды по четверти часа.
Потом откинуть ягоды на решето, разложить ягоды на скатерть льняную, а когда обсохнет, свесить на безмене, на каждый фунт ягод взять два фунта сахара и один стакан воды. Сварить сироп из трех четвертей сахара, прокипятить, снять пену и в сей горячий сироп всыпать ягоды, поставить кипятиться, а как станет кипеть, осыпать остальным сахаром и раза три вскипятить ключом, а потом держать на легком огне, пробуя на вкус. После всего сложить варенье в банки, завернуть их вощеной бумагой, а сверху пузырем и обвязать».
И если вы не сильно устали от приготовления варенья, мы расскажем вам и о самом чае:
Так как чай в России того времени ещё не делили на черный и зелёный, мы рекомендуем для большей нежности напитка взять смесь этих чаёв. На 100 гр смеси стоит добавить щепотку душицы, половину чайной ложки измельченного гибискуса, чайную ложку сухих листьев брусники, украсить можно лепестками календулы и красной розы.
Часто пить такой чай не рекомендуется, так как он обладает сильным мочегонным действием.
«Он вам не Моголь»
В магазине этот чай, созданный в память о Николае Васильевиче Гоголе почему-то называется «Чайный гоголь-моголь», хотя сам Гоголь не имеет никакого отношения к этому названию.
Неизвестно точно, откуда вообще взялось такое название, но есть несколько вариантов: от английского "hoog-mug" и "hoogle-mugger", от польского "kogel-mogel", а так-же от немецкого "Kuddelmuddel" (мешанина).
А может быть дело даже было так: более ста лет тому назад этот чудесный коктейль придумал кантор (певчий хора) синагоги Гогель из Могилёва, который из-за потери голоса лишился своей единственной работы. В поисках средства, которое могло бы вернуть ему голос, Гогель изобрёл рецепт, который заключается в следующем: "Взять сыру яичку и мокнуть в кружку, покрошить хлеба, посолить и взболтать". И в это время появилась у бедного дьякона знатная кулинарная соперница из Большой Своротви – юная графиня Потоцкая. Пани Бронислава любила удивить именитых гостей новым романсом, но голос частенько предательски срывался. Услышав о чудодейственном блюде, она тут же приказала его приготовить. Но сказала, чтобы заменили хлеб на мёд и переименовали его из "гогель-могель" в "гоголь-моголь".
Сейчас есть множество рецептов этого напитка, в него нередко добавляются и другие ингредиенты: вино, коньяк, ром, мёд, какао, фруктовый сок, ягоды, орехи, специи…Но мы поделимся с вами классическим рецептом:
Вам понадобится 2-3 яица, соль и три чайных ложки сахара.
Белки необходимо отделить от желтков и поставить на 20 минут в холодильник. В желтки добавьте 2 чайных ложки сахара и щепотку соли и хорошенько взбейте венчиком до образования густой массы. Как только масса станет однородной, можно (хотя профессионалы не рекомендуют, но, повинюсь, у меня ни разу не получалось взбить венчиком до нужного состояния) довзбить её блендером.
После того, как масса увеличится в объёме примерно в 2,5 раза, можно заняться белками. В них необходимо тоже добавить щепотку соли и 1 чайную ложку сахара и взбить в плотную и пышную пену. (Вот тут уж точно без блендера или миксера не обойтись). Затем белковую пену необходимо соединить с частью из желтков и ещё раз хорошенько взбить.
Отлично! Можно разливать по бокалам и наслаждаться напитком!
Но вернёмся к Гоголю. Мало где можно когда-либо найти человека, который так любил сладости, как Гоголь. «Что-то к чаю» — было обязательным пунктом его приёма пищи. «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство» — так описывает Гоголя товарищ по гимназии. А вот, что рассказывал о нём его друг и издатель Михаил Погодин: «Запас отличного чаю у него не переводился, но главным делом для него было набирать различные печенья к чаю. И где он отыскивал всякие крендельки, булочки, сухарики, — это уже только знал он, и никто более. Всякий день являлось что-нибудь новое, которое он давал сперва всем отведывать, и очень был рад, если кто находил по вкусу и одобрял выбор какою-нибудь особенною фразою. Ничем более нельзя было сделать ему удовольствия. Действие начиналось так. Приносился ужасной величины медный чайник с кипяченою водою… и… начинаются наливанья, разливанья, смакованья, потчеванья и облизыванья. Ближе часа никогда нельзя было управиться с чаем. «Довольно, довольно, пора идти!» — «Погодите, погодите, успеем. Еще по чашечке, а вот эти дьяволенки, — отведайте, — какие вкусные! Просто — икра зернистая, конфекты!»
Чтобы почувствовать себя в гостях у великого писателя вам необходимо просто взять черный чай и добавить туда кусочки корицы. Для цветочно-медового аромата, стоит добавить по чайной ложке ложку цветов жасмина (если мы говорим об упаковке чая. На кружу, естественно, нужно совсем чуть-чуть), листьев любистока и цветов лабазника (если решите не заготавливать самостоятельно, а покупать в аптеке, то там он также встречается под именем «таволга вязолистная»). Как и все чаи с травами, заваривать нужно при температуре не более 95 градусов Цельсия. И не забудьте добавить мёд!
«Много ли хорошему человеку надо?»
Иван Андревич Крылов запомнился многим, человеком с действительно масштабным аппетитом.
Вот как он сам описывал, например, свой обед у императрицы:
«Что царские повара! С обедов этих никогда сытым не возвращался. Первый раз поехал и соображаю: какой уже тут ужин — и прислугу отпустил. А вышло что? Убранство, сервировка — одна краса. Сели, — суп подают: на донышке зелень какая-то, морковки фестонами вырезаны, да всё так на мели и стоит, потому что супу-то самого только лужица. Ей богу, пять ложек всего набрал. Сомнение взяло: быть может, нашего брата-писателя лакеи обносят? Смотрю — нет, у всех такое же мелководье. А пирожки? — не больше грецкого ореха. Захватил я два, а камер-лакей уж удирать норовит. Попридержал я его за пуговицу и еще парочку снял. Тут вырвался он и двух рядом со мною обнес. Верно отставать лакеям возбраняется. Рыба хорошая — форели; ведь гатчинские, свои, а такую мелюзгу подают, — куда меньше порционного! Да что тут удивительного, когда всё, что покрупней, торговцам спускают. Я сам у Каменного моста покупал. За рыбою пошли французские финтифлюшки. Как бы горшочек опрокинутый, студнем облицованный, а внутри и зелень, и дичи кусочки, и трюфелей обрезочки — всякие остаточки. На вкус не дурно. Хочу второй горшочек взять, а блюдо то уж далеко. Что же это, думаю, такое? здесь только пробовать дают?!Добрались до индейки. — Не плошай, Иван Андреевич, здесь мы отыграемся. Подносят. Хотите верьте или нет — только ножки и крылушки, на маленькие кусочки обкромленные, рядушком лежат, а самая то птица под ними припрятана и не резанная пребывает. Хороши молодчики! Взял я ножку, обглодал и положил на тарелку. Смотрю кругом. У всех по косточке на тарелке. Пустыня пустыней. Припомнился Пушкин покойный: «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?». И стало мне грустно-грустно, чуть слеза не прошибла... А тут вижу — царица-матушка печаль мою подметила и что то главному лакею говорит и на меня указывает... И что же? — Второй раз мне индейку поднесли. Низкий поклон я царице отвесил — ведь жалованная. Хочу брать, а птица так не разрезанная и лежит. Нет, брат, шалишь — меня не проведешь: вот так нарежь и сюда принеси, — говорю камер-лакею. Так вот фунтик питательного и заполучил. А все кругом смотрят — завидуют. А индейка то совсем захудалая, благородной дородности никакой, жарили спозаранку и к обеду, изверги, подогрели!А сладкое? — Стыдно сказать... Пол-апельсина! Нутро природное вынуто, а взамен желе с вареньем набито. Со злости с кожей я его и съел. Плохо царей наших кормят, — надувательство кругом. А вина льют без конца. Только что выпьешь, — смотришь, опять рюмка стоит полная. А почему? Потому что придворная челядь потом их распивает. Вернулся я домой голодный-преголодный…»
Говоря об этом баснописце, просто невозможно представить, чтобы он мог обойтись одним только чаем. Так что нужно с чего начать прежде. Признайтесь, разве вы не сглатывали голодную слюну на этих строках:
«Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она...
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!»?
Что, уже хочется попробовать? Тогда вот вам рецепт Демьяновой ухи (рецепт приведён на 4 порции):
50 гр. моркови необходимо измельчить на терке, пропассеровать, непрерывно помешивая, со сливочным маслом, после чего масло отжать через салфетку. Именно это, окрашенное каротином, оранжеватое масло добавляли в уху. Печень налима или другой рыбы необходимо отдельно отварить в небольшом количестве бульона с добавлением лимонного сока (припустить).
В кастрюлю (а лучше в котёл) необходимо положить морковь, лук, петрушку по вкусу, варить 10-15 минут, после чего закладывается 1 кг выпотрошенной рыбной мелочи (выбирайте рыбу с мягкими косточками, которые можно прожевать), посолить, варить ещё 15-20 минут. Затем бульон необходимо процедить, добавить туда 500 гр. леща, 600-700 гр. осетровой рыбы, 300 гр. судака и отварить ещё 5-10 минут. Перед подачей не забудьте положить в уху подготовленное масло и печень налима вместе с бульоном, в котором она припускалась. Подавать с кусочками лимона.
После четырёх порций такого супа, расстегая, четырёх телячьих отбивных «что едва помещаются на тарелке, обычный человек и половины не осилит», одной индейки, различных мочений: огурчики, брусника, морошка, сливы, яблоки» (это был стандартный обед поэта, если верить воспоминаниям Надежды Михайловны Еропкиной»), можно подумать и о чае:
В крепкий чёрный чай — полторы чайные ложки на кружку, необходимо добавить по вкусу сушёную сливу, клюкву, листья грецкого ореха. И не забудьте про основательный десерт!
«По ком звонит колокол к обеду»
Начав с иностраннного писателя, мы решили иностранным же и закончить. Позвольте привести вам несколько цитат из произведения «По ком звонит колокол»:
« Они ели прямо со сковороды, по испанскому обычаю — молча. Мясо было заячье, поджаренное с луком и зеленым перцем, и к нему — соус из красного вина, в котором плавал мелкий горошек. Хорошо прожаренная зайчатина легко отделялась от костей, а соус был просто великолепный. За едой Роберт Джордан выпил еще кружку вина. Пока он ел, девушка все время смотрела на него. Остальные смотрели только на мясо и ели. Роберт Джордан подобрал куском хлеба соус, оставшийся на его части сковороды, сдвинул косточки в сторонку, подобрал соус на том месте, где они лежали, потом начисто вытер хлебом вилку, вытер нож, спрятал его и доел хлеб. Нагнувшись над миской, он зачерпнул себе полную кружку вина, а девушка все сидела, обхватив руками колени, и смотрела на него.»
«Из лагеря пришла Мария, принесла оловянное ведерко с жарким из зайца, приправленным густой грибной подливкой, мешочек с хлебом, бурдюк с вином, четыре оловянные тарелки, две кружки и четыре ложки. Она остановилась у пулемета и положила мясо на две тарелки — для Агустина и Эладио, который сменил Ансельмо, и налила две кружки вина».
Многие исследователи творчества Хэмингуэя утверждают, что он не зря так подробно останавливался на описаниях приёма пищи: он так хотел показать противоестественность войны по сравнению с необходимостью и желанием вкусно поесть. В общем, война войной, а обед по расписанию. Так ли это, вы можете порассуждать, поставив себя на место этих персонажей, умеющих наслаждаться «простыми радостями жизни»: лёгким вином, хорошо прожаренной зайчатиной и густой грибной подливой.
Чтобы приготовить это блюдо, вам понадобится:
Кролик – 1 шт.
Грибы свежие – 300 гр.
Сухое вино – 0,5 стакана (кролику созвучно скорее белое вино, но Хемингуэй говорит о соусе из красного вина)
Лук – 1 шт.
Морковь – 1 шт.
Мука – 3 ст.л.
Оливковое масло
Соль, перец, лавровый лист
* Еще можно использовать томатный соус, он здесь будет очень кстати.
- Кролика разделать и промочить салфеткой, чтобы убрать лишнюю влагу. Сковороду смазать маслом, хорошо разогреть на сильном огне и обжарить кролика со всех сторон до золотистого цвета. В конце поперчить.
2. Переложить куски кролика в кастрюлю, туда же влить вино и тушить на среднем огне около 15 минут, периодически переворачивая мясо. Заметная часть вина должна выпариться. Добавить 2 стакана воды или бульона, посолить, положить лавровый лист и оставить тушиться под крышкой 45 минут на медленном огне.
3. Пока готовится кролик, нарезать полукольцами лук и кружочками морковь. Положить их в ту же сковороду, где до этого готовился кролик, и держать на огне до мягкости лука. Добавить крупно нарезанные грибы и обжаривать все вместе, пока не испарится образовавшаяся от грибов жидкость. Всыпать муку и еще немного подержать на огне.
4. Соус переложить к кролику. Поперчить, посолить. Накрыть крышкой и тушить около часа на медленном огне.
(рецепт взят с сайта https://gingerpage.com/)
Что же касается чая, то Эрнест Хэмингуэй очень любил мате. Купить его — не проблема, но нужно знать, как заваривать, ведь это целая церемония: этот чай заваривается в специальной посуде, которая называется «калабас» (в переводе с испанского это «тыква», ведь такую посуду часто делали из кожицы тыквы, сейчас они всё больше из дерева, металла или пластика) из неё же чай пьётся. Пить его следует через трубочку, которая называется «бомбилья» на одной стороне которой находится мундштук, а на другой ситечко (её раньше делали из пустого стебля травы, сейчас её делают из серебра или нержавеющей стали).
Процесс заваривания этого чая не терпит спешки. Для начала необходимо заполнить калабас на две трети порошком мате, накрыть рукой и хорошенько встряхнуть, затем нужно наклонить его на бок и в свободное место вставить бомбилью, убедившись, что она достаёт до дна, а затем вновь вернуть в вертикальное положение. После чего сосуд заполняют водой так, чтобы она едва-едва покрыла сухую заварку. Бомбилью же при этом необходимо заткнуть пальцем. Вода обязательно должна быть чистая, мягкая и не слишком горячая — примерно 75 градусов по Цельсию. Где-то через две минуты долейте воду до верха. Для полной готовности достаточно примерно семи минут. Долго лучше не заваривать и пить свежим, иначе теряются все полезные свойства этого чая. Обратите внимание: при заваривании нельзя передвигать бомбилью или, упаси вас Хэмингуэй, размешивать ей напиток — она забьётся мелкой заваркой и пить чай уже не выйдет.
Некоторые экспериментаторы добавляют в чай также цедру цитрусовых, различные успокаивающие травы или, напротив, молотый кофе. Некоторые готовят его на молоке с добавлением мёда. Этот (да и любой другой) напиток открыт для экспериментов!
Начинать пить его нужно с самого дна очень маленькими глоточками. Заваривать одну и ту же порцию можно несколько раз, и сам Хэмингуэй признавался, что ощущает «настоящий вкус» напитка только заварив его в третий или четвёртый раз. Однако выпивать его лучше сразу: чай быстро начинает бродить и становится горьким. Что хуже — горечь могут впитать стенки калабаса, и горчить будут все последующие чаи.
Это ещё не все рецепты, которые оставили нам великие мира сего. Но сейчас у вас есть десять, так что остановимся сегодня на этом. Приятного вам чаепития!
Вторая часть здесь.