Гидродинамический подшипник ( fluid dynamic bearing )- это ВИД гидравлического подшипника. Кроме него есть еще гидроСТАТИческий подшипник, но его устройство несколько сложнее и реже встречается в повседневной жизни.
В гидродинамическом подшипнике при вращении вала на больших скоростях жидкость увлекается валом в пространство между поверхностями трения, и таким образом осуществляется самосмазывание. Можно рассматривать его как подшипник скольжения, в котором геометрия, достаточная скорость вращения и свободная подача смазки делают масляный слой достаточно толстым, чтобы полностью исключить контактное трение на любых рабочих режимах.
Принцип действия состоит в том, что связывающим звеном между двумя движущимися поверхностями, является жидкость или масло, которые раскручиваясь внутри подшипника (часто благодаря специальной микрошлифовке или винтовой нарезке, но и без неё можно получить данный эффект, в зависимости от конструкции), создают эффект подъёмной, центробежной силы.
Условия возникновения жидкостного трения
Для работы гидродинамического подшипника необходимо создание гидродинамического слоя смазки, для этого нужно обеспечить следующие условия:
- смазывающая жидкость должна удерживаться в зазоре (например между валом и корпусом подшипника)
- в смазывающей жидкости должно поддерживаться давление достаточное для уравновешивания нагрузки
- жидкость должна полностью разделять скользящие поверхности, а значит ее слой должен быть выше, чем сумма шероховатостей поверхностей
- толщина слоя жидкости должна быть больше минимального значения
Преимущества
- Гидравлические и пневматические подшипники, в общем, имеют очень низкие коэффициенты трения — намного ниже, чем у механических подшипников.
- При высоких нагрузках зазор между поверхностями в гидравлических подшипниках изменяется меньше, чем в механических подшипниках. Можно считать, что «жёсткость подшипника» является простой функцией среднего давления жидкости и площади поверхностей подшипника.
- Вследствие принципа своей работы гидравлические подшипники часто имеют значительную демпфирующую способность.
- Гидравлические и пневматические подшипники, как правило, работают тише и создают меньшие вибрации, чем подшипники качения (вследствие более равномерно распределённых сил трения).
- Гидравлические подшипники дешевле обычных подшипников при одинаковых нагрузках. Гидравлические и пневматические подшипники достаточно просты по конструкции. Кроме того, у них практически неограниченный срок службы. Обычные подшипники качения имеют более короткий срок службы и требуют регулярной смазки, проверки и замены.
Недостатки
- В гидродинамических подшипниках обычно рассеивается больше энергии, чем в шарикоподшипниках. Рассеивание энергии в подшипниках, а также жёсткость и их демпфирующие свойства очень сильно зависят от температуры, что усложняет разработку подшипников и их работу в широком температурном диапазоне.
- Гидравлические и пневматические подшипники могут внезапно заклинивать или разрушаться в критических ситуациях. Шарикоподшипники чаще выходят из строя постепенно, этот процесс сопровождается появлением слышимых посторонних шумов и люфта.
- Утечки жидкости или газа наружу подшипника; удержание жидкости или газа внутри подшипника может представлять значительные трудности.
Применение гидродинамических подшипников
- Подшипники коленчатого и распределительного валов двигателя внутреннего сгорания, в которых при его работе за счёт вязкости масла и повышенного давления смазочной системы постоянно удерживается масляный клин.
- В прецизионных современных станках, работающих при небольших нагрузках, особенно в шлифовальных.
- Использование гидродинамических подшипников скольжения вместо подшипников качения в компьютерных жёстких дисках
- В насосах, например, в циркуляционном насосе реактора РБМК-1000.
- В вентиляторах для охлаждения персонального компьютера.
\\\---///---///---\\\