Найти тему
Ольга Шигина

О русской женщине

Дочь Машенька читает мне сказки вслух, не всегда получается слушать ее вдумчиво, иногда какие-то эпизоды я выпускаю. Вот Синеглазка гонится за добрым молодцом... отвлеклась на минуту , а уже слышу, что герои свадьбу играют.

-Маша, ничего не пойму, она же убить его хотела?
- Ну хотела убить, а потом она его в шатер пригласила, и они поженились..
Закрадывается подозрение, что Машута моя упустила кусок в повествовании.
Когда Маша закончила читать, я украдкой перечитываю сказку...

***
Утром мои девочки сели завтракать. Муж встал намного раньше и уже поел, на кухню же зашел по делам. Я хотела мужа обнять, но он был погружен в свои раздумья. Не до того ему.
Я все равно целую. Конечно, получилось весело.
Девчонки от удовольствия смеялись, а я повернулась к ним и сказала:
- Вот понравится вам жених, сядете на коня, возьмете меч, догоните.... Поставите вот так ногу ему на грудь (показываю) , меч к груди приставите и спросите: "Женишься на мне?"

Девочки хоть и улыбаются , но мотают на ус...

Мы с мужем давно решили купить дочкам пневматические винтовки.

***

Как только я вошла в православие, сразу почувствовала большое давление, мне словно сказали: "Забудь, кто ты, какая ты, сейчас мы тебе расскажем, какой должна быть православная женщина..."

И дальше следовал перечень требований: смиренная, покорная, скромно одетая, опущенный взгляд. Женщина во всем должна полагаться на мужчину. Предназначение женщины дом и семья. Женщина не способна принимать решения, ее предназначение чувствовать, а не мыслить. Женщина раскрывается только рядом с мужчиной. Женщина беззащитна , ей нужен мужчина. Немощный сосуд.

И после этого пояснение: женщина не хуже, она другая.

Зачастую женщинам приходится разыгрывать маскарад внешнего смирения длиною в жизнь, особенно опасно ,когда это делают матушки, демонстрируя образец православной женщины, образец православной семьи.

Всеми возможными силами нужно подчеркнуть свою беспомощность, показать, что ты покорна своему мужчине, не перечишь. Хорошо говорить, что все решения в семье принимает мужчина.

Я всегда чувствовала неправду этих требований. Счастливыми оказываются только женщины, имеющие соответствующий требованиям темперамент.

Остальным приходится ломать себя, винить себя за женскую неполноценность или разыгрывать театральное представление на людях, а наедине выносить мужу мозг. Невозможность быть собой настоящей приводит к нервозам, истерикам, срывам.

Фраза "муж-глава" служит своего рода кодом, паролем, для определения "свой-чужой" в церковном обществе.Эта фраза говорит, на самом деле , не о естественном главенстве мужчины, а о том, что мы знаем свое место.

***

Понятия "вечно-женственное" и "вечно-мужественное " достаточно хорошо и полно освещены в философской литературе , осмыслены психологией. Но, к сожалению, войдя в массовое употребление, потерялась не только глубина этих понятий, они стали закостеневшими , саморазумеющимися, не требующими дальнейшего осмысления.

Вечно-мужественное и вечно-женственное в сущности своей всегда равнозначны, одинаковы для всех женщин или мужчин, однако каждым отдельным человеком и в особенности каждым отдельным народом они по-своему воспринимаются ,по-своему смешаны, по-своему взаимообусловлены и по-своему переживаются.

Женственное англичанки и женственное цыганки поразительно различны. Восприятие русской женщины и восприятие немки довольно трудно совместимы одно с другим.

Это же касается и вечно-мужественного: мужчина в России и мужчина в Японии почти гетерогенны.

***

Как же вечно-женственное реализуется в русской женщине? Каково народное восприятие женщины, как осмысляется характер женщины в культуре?

На эти вопросы поможет ответить обращение к сокровищнице народной мудрости - к русским сказкам.

Сразу же хочу предостеречь вас: речь не пойдет о возникающем у большинства образе Настеньки из киносказки "Морозко". Если ваши представления о русских сказках на этом заканчиваются, то вам пригодится прочитать литературный материал, это необходимо каждому.

Сказки просты и мудры. "Сказки молоды ,как внемлющее им дитя, и древни, как сказывающая их прабабка"

***
Созданный мужчинами "сказочный" образ православной женщины к действительности никакого отношения не имеет, и ни в одной русской сказке похожего образа вы не найдете.

Стереотип первый. Женщина беззащитна.

Половина волшебных сказок строится на том, что героиня - невеста или жена - спасает главного героя.
Трое башмаков железных изнашивает , трое посохов железных изламывает , трое колпаков железных рвет Настенька, чтобы спасти своего суженого в сказке " Финист - ясный сокол"

В сказке "Морской Царь и Василиса Премудрая" разгневанный Морской Царь задает Ивану невыполнимые задания, которые делает за него дочка Царя Василиса Премудрая, тем самым спасая героя. Решение помочь она принимает ,видя его горючие слезы, ну и потому ,конечно, что полюбился он ей.

В сказке " О молодильных яблоках и живой воде" Ивана предают собственные братья Василий и Михаил. Синеглазка,жена, берет своих сыновей , едут они в к братьям и угощают их хорошенько. Хлестали по очереди обоих пониже спины, били,били, что те едва ноги уносили. Освободила она Ивана, умыла, причесала , одежду на нем сменила и спать уложила.

В другой половине сказок герой спасает героиню. Эти сказки требуют еще большего нашего внимания.

Давайте обратимся к самым знаменитым сказкам на эту тему "Марья-Моревна"и "Царевна-лягушка".

В первой сказке Иван-Царевич встречает в поле побитую рать и узнает, что разбито оно прекрасной королевной Марьей Моревной, к которой он и решил ехать. Полюбился он ей, и они поженились. Вздумалось королевне на войну идти. Перед дорогой наказывает ему жена, чтобы он не заглядывал в один только чулан. С этой единственной задачей герой справится не смог, выпустил Кощея Бессмертного, из рук которого ему и приходится освобождать жену.

В сказке "Царевна- лягушка" герой получает в жены красавицу, умницу и мастерицу, но не справляется с единственной задачей: не трогать ее шкурку. Узнав это, Василиса Премудрая оборачивается серой кукушкой и улетает к Кощею Бессмертному, из рук которого Ивану и придется ее выручать.

Герой спасает свою жену не потому, что она беззащитна, а потому что он не достоин своей жены, не равен ей. Марья Моревна сильна и независима, Василиса Премудрая и умница, и мастерица, и нрава совершенного. Чтобы герою построить с такой женой счастливый брак , где он сможет себя реализовать как настоящий мужчина , ему нужно вырасти, дорасти до жены.
Вот для чего нужно спасать героиню из рук всякой нечисти.

Обе героини и сами способны были постоять за себя, но они хотят видеть рядом с собой достойного мужчину, поэтому ждут освобождения от его рук.
Завершаются сказки пиром, на котором равные по достоинству герои счастливы.

Есть и еще один распространенный сюжет. Жених проходит испытания, заданные невестой. Только пройдя все испытания, герой доказывает , что достоин быть ее мужем. В сказке "Елена Премудрая" героиня предлагает солдату так хитро спрятаться , чтобы она не смогла его найти. " А не сумеешь этого дела сделать , велю рубить тебе голову"
В конце сказки Елена Премудрая говорит: " Я хитра, а ты и меня хитрей" Не долго раздумывая , повенчались они и зажили припеваючи.

И отдельно напомню о Настасье Микулишне, ее палица весит 90 пудов, а свистит она так, что кони вражеские падают на колени. Василиса Микулишна же не только сильна, но и необычайно умна и хитра.

***
Стереотип второй. Женщина не анализирует, не мыслит, она призвана только чувствовать.

Если мы обратимся к достаточному объему материала , то увидим, что многие женщины в сказках обладают острым умом, рассудительностью и смекалкой.

Царевна-лягушка проделывает фокусы с косточками и вином, чтобы поразить царя-батюшку.

В сказке " Поди туда - не знаю куда, принеси то- не знаю что" Марья-Царевна, видя, что муж у нее беден, решает исправить ситуацию:

- Бедно ты живешь, Андрей!
- Да, как сама видишь.
- Добудь-ка рублей сотню, купи на эти деньги разного шелка, я все дело поправлю.

В сказке про Морского Царя Василиса строит за царевича церковь из воску, обмолачивает скирды, снопов не разбивая, пустошь превращает в поле ржи.

Очень распространен сюжет о дочке, решающей задачи за своего попавшего в беду отца. Мы помним, как приходит малолеточка к царю "не в одежде и не без одежды". Отцу кажется, что задание не выполнить, но девочка заворачивается в сеть.

Чаще всего герой не может справиться с жизненными препятствиями без помощи и совета своей жены.

***

Эти же сказки разрушают третий стереотип, что женщина не способна принимать самостоятельные решения.

Женщины в сказках действуют самостоятельно. Они не только не советуются с мужем (Царевна-лягушка проходит испытания ,не предупреждая о своих намерениях мужа), но и советуют мужчинам, как поступить правильно.
Иногда мужчины совета не слушают и попадают в неприятности ( В сказке о молодильных яблочках Иван сворачивает с дороги, по которой советовала идти жена, и попадает в плен) Иногда главный герой действует по совету жены , и тогда успешно преодолевает жизненные трудности.

***

Я привела достаточно доводов, чтобы вы увидели, какой рисует нам народное сознание русскую женщину: она сильна духом, самостоятельна, умна и смекалиста , решительна, способна себя защитить.

Тут нельзя не коснуться жестокости исторической судьбы России - бесконечные войны, лучшие мужи уходят на поле брани , погибают , возвращаются ранеными, калеками. Женщинам приходится приспосабливаться, преобразовываться, в них закаляется воля, твердость характера.

Россия явила нам исключительно сильный, отменно мужественный женский характер. Марфа Борецкая, правительница Новгорода; Софья Алексеевна, правительница Москвы, старостиха Василиса, участница Отечественной войны 1812 года ; Юлиания-Милостивая , выдающаяся общественная деятельница - организатор.

Женщины проявляют характер во всех областях.Достаточно назвать имена Софьи Ковалевской - известного математика; Голубкиной - выдающегося скульптора; отважных жен заговорщиков-декабристов и целый сонм поэтесс и писательниц, основательниц средних и высших народных школ, огромный штат создающих, руководящих, организующих женщин.

Такова русская женщина.

Она впитывает в себя лучи вечно-мужественного, оставаясь при этом настоящей женщиной, скромной, добросердечной, сострадательной, терпеливой и целомудренной.

***
Стоит ли русской женщине избавляться от своей мужественности?

Я хочу , чтобы вы услышали необыкновенно глубокие, мудрые слова русского религиозного мыслителя Ивана Ильина:

"Если женщина воспринимает вечно-мужественное и действительно живет им, то из этого не только не возникает ненависти или иных нездоровых проявлений, а наоборот - имеют место драгоценнейшие модификации духа, появляются поэтессы, королевы, героини великих свершений, организаторы , мученицы"

***
Мужчинам, которые хотят жить с русской женщиной, нужно обладать достаточной силой, твердостью духа, мужественностью, чтобы видеть и признавать достоинство своей женщины, быть достойной ее.

Большинство же мужчин пытаются обуздать, пристыдить , поставить женщину на место; выставляют ей требование соответствовать созданным ими стереотипам.
При этом они теряют то, что могли бы иметь.

Ольга Шигина

#ОльгаШигина