Мировую экономику трясет так, как не трясло со времен всех известных революций. В нашем случае как в октябре 1917 года.
Складывается ощущение, что вся сфера отечественного бизнеса географически размещена в Помпеях неподалеку от Везувия. И вот-вот история повторится, мощное извержение вулкана накроет огнем и тоннами пепла все то, что совсем недавно было живым. Всегда есть вероятность, что «все умрут, а я останусь». Но нужно быть непотопляемым «кораблем» в сфере бизнеса либо абсолютным оптимистом и надеяться, что в этот раз пронесет.
Оставим в стороне финансовых китов и обратимся к простым смертным: каковы шансы устоять против ветра перемен, перестроив бизнес под нынешние обстоятельства?
Объективная оценка ситуации
Она поможет определиться с реальными возможностями роста на рынке. Подробный анализ даст подсказки, как и что можно сделать применительно к своему бизнесу. Помощи со стороны ждать не приходится, предлагаю воспользоваться доступными маркетинговыми инструментами и спасать себя самостоятельно. Мы не замахиваемся сейчас на крупных предпринимателях, говорим о среднем и малом бизнесе.
Итак, экономическая ситуация как условия поставленной задачи:
· Согласно действию государственных ограничений, одни компании работают, другие перестраиваются и выживают как могут;
· Покупательская способность резко снижается по причине самоизоляции и падения доходов;
· Резко увеличивается популярность онлайн-сервисов;
· На первый план выходят гигиена и здоровый образ жизни;
· Спрос основательно перераспределился: одни товары и услуги остаются за бортом, другие выходят на первый план.
Увеличивается популярность онлайн-курсов, дистанционных платформ образования. По-прежнему востребованы продукты питания, алкогольная продукция, медикаменты, аптечные товары. Но следует помнить, что полный переход в актуальную на сегодняшний день сферу деятельности не гарантирует стабильность вашего бизнеса. Будем перестраивать маркетинговую стратегию.
План действий
Главное – предлагать популярный и востребованный продукт, за который люди готовы платить сегодня. Если вы им не располагаете – нужно оперативно перестроиться. Ожидание в данной ситуации только приближает к банкротству. Важно менять направление очень быстро.
Во-первых, пересмотрите расходы с целью максимального сохранения средств: выводите из ассортимента неактуальные товары и услуги, решайте вопрос с отсрочками платежей, пишите заявление на господдержку, пересмотрите численность штата. Главное, не стойте на месте.
Осваивайте новый формат работы:
· Организуйте бесконтактную доставку товаров;
· Переводите мероприятия, обучение, спортивные тренировки в сервисы онлайн;
· Собирайте предзаказы на будущие строительные объекты, праздничные мероприятия, туристические поездки по России на предстоящий сезон;
· Реализуйте сертификаты на услуги авансом.
Не бойтесь перестраиваться. Люди ждут снятия карантина не меньше вас – предлагайте новые услуги на базе имеющегося бизнеса. Так, такси параллельно с перевозкой пассажиров доставляют на дом покупки. Ателье, включая крупные брендовые компании по пошиву одежды, массово шьют тканевые маски. При желании вы сможете сделать УТП.
Социальные сети
Мощный инструмент продвижения товаров и услуг с широкой потребительской аудиторией. Именно здесь можно подать свой продукт под другим соусом. Не уходите в тень, а покажите, что ваши услуги или продукция пригодятся клиенту на самоизоляции.
Не дайте покупателям забыть о вас, активно ведите соцсети компании, не забывайте о полезных рассылках, поддерживайте репутацию фирмы в глазах потенциальных потребителей.
Проще закрыться или временно приостановить работу. Но если есть хотя бы малейший шанс трансформироваться в борьбе за выживание – пользуйтесь моментом.
SEO-продвижение
Пока основные покупки совершаются в интернете – удерживайте позиции в ТОПе. Слабые игроки начнут покидать поле боя, особо осторожные побоятся вкладывать и без того скромные финансы в рекламные кампании. Победят самые стойкие.
Основной аргумент в пользу SEO – низкая цена контактных связей с целевой аудиторией. Уделяйте внимание контекстной рекламе – пока конкуренты сокращают бюджет на продвижение, вы имеете преимущество. Не забывайте анализировать ситуацию на рынке и не паникуйте – не поддавайтесь эмоциям, доверьтесь конкретным цифрам и фактам. Если клиенты идут к вам, значит, реклама работает.
И помните: ваши клиенты – обычные люди. Рекламная кампания добавит бонусов в вашу копилку сильной стабильной компании, повысит репутацию в глазах потребителей.