В начале 1960-х годов компания General Electric (GE) предложила использовать модульную ядерную энергетическую систему для подводных лодок и надводных кораблей. Система состояла из ядерных модулей (блоков), названных "Пакетами".Задуманы они были, как одноразовые элементы силовой установки, которые могли быть заменены по мере выработки ядерного топлива.
Идея подобного блока родилась из проекта по строительству "атомного самолета". Эта чрезвычайно дорогостоящая программа, в которой приняли участие две американские компании, General Electric и Pratt & Whitney, была в конце концов прикрыта в 1960-х годах.
Pratt & Whitney возились с замкнутой системой, в которой радиоактивные компоненты не попадали за пределы установки. GE, выбрала более простую в разработке систему открытого цикла, которая привела к почти готовому к полету прототипу, но ценой высокорадиоактивного реактивного выхлопа.
В 1961 году, потратив почти 15 лет и $1 млрд( $7,7 млрд в сегодняшних реалиях), федеральное правительство закрыло ядерную авиационную программу. Но в GE не теряли надежды в поисках другого применения для своих разработок.
Создатели двигателя опубликовали 21-томный отчет о проделанной работе, где в разделе, озаглавленном "APEX 910: прикладные исследования", можно прочитать предложение GE о помещении ядерной установки в капсулу и её установке на корабль.
Впервые, капсула GE 601B была названа "подвесным ядерным мотором"(nuclear outboard motor) историком и исследователем аэрокосмической техники Скоттом Лоутером(Scott Lowther), что абсолютно точно отражает природу установки.
GE предлагала поместить в похожий на торпеду водонепроницаемый контейнер с толстыми стенками, реактор, газовую турбину и редуктор.Реактор должен был нагревать инертный газ(неон), который по мере расширения приводил во вращение турбину и охлаждаясь в теплообменнике, возвращался в реактор. Вращение турбины через редуктор передавалось на гребной винт.Морская вода, окружающая капсулу, охлаждала конструкцию и выступала в роли защитного экрана.
Первый вариант силового модуля 601B должен был представлять собой цилиндрическую капсулу длиной пять с половиной метров и диаметром около метра. Заправленная 250 фунтами U-235, она могла выдавать 3700 лошадиных сил в течение более шести месяцев.
Во втором варианте диаметр должен был быть увеличен до полутора метров при длине девять метров.Заправленная уже 450 фунтами U-235, капсула могла проработать без дозаправки те же шесть месяцев, но выдавала бы уже 15000 лошадиных сил.
В отличие от двигателя внутреннего сгорания, ядерный подвесной мотор довольно длительное время не нуждался в дозаправке и мог работать на протяжении многих тысяч миль.Если неисправность или нештатная ситуация требовала остановки или затопления энергомодуля, капсулу можно было просто сбросить на дно. Об экологии в то время никто не беспокоился, в конце концов мы говорим о завершении 1950-х начале 1960-х годов.
"Пакет" позволил бы создавать относительно небольшие ядерные подводные лодки, строительство которых обходилось бы намного дешевле и высвобождалось бы значительное по объему полезное пространство, обычно занятое энергетической установкой.
Постройка первого поколения атомных подводных лодок обходилась довольно дорого и ВМС США в то время серьезно рассматривали возможность постройки небольших, а как следствие и менее дорогих в производстве субмарин,Поэтому подобная установка была как нельзя кстати.
GE изучила потенциальное уменьшение размеров подводных лодок типа "Скипджек". Получалось, что "подвесной ядерный мотор" мог уменьшить водоизмещение подлодки на тысячу тонн.А субмарина меньшего водоизмещения в свою очередь, могла развить и большую скорость хода.
Первая подлодка типа "Скипджек" была заложена в то время, когда со стапелей сошла одна из последних дизельных подлодок ВМС США, "Барбел"(прочитать о ней можно в этой статье), по сути определившая внешний вид и форму корпуса для всех последующих субмарин американского флота.Оснастив такими "подвесными моторам" дизельные лодки, можно было существенно повысить их оперативные возможности.
Подобно обычному подвесному лодочному мотору, такая силовая капсула может быть присоединена практически к любому пригодному для плавания судну .
” Эти модули могут стать отличными силовыми установками для грузовых судов", - писал все тот же Лоутер. - Поскольку вся энергоустановка находится в подвесных капсулах, корабль мог бы представлять собой один большой пустой трюм.”
По сути можно было установить систему на любую баржу или аналогичную конструкцию и получить самоходный объект с практически неограниченной дальностью плавания.
Для военно-морского флота, замена обычных двигателей на капсулы GE 601B, потенциально могла удвоить их полезную нагрузку.Иллюстраторы GE сопроводили отчет рисунками подводной лодки и эсминца, с установленными на пилонах GE 601B.
Кроме того существовал проекты установки модулей на корабли с подводными крыльями и даже торпеды.
Но проект завял и в конечном счете умер.Можно предположить, что кроме технических проблем возникающих при реализации подобной энергоустановки, свою роль сыграли так же высокое радиоактивное излучение и шум, которые становились для военного флота серьёзными демаскирующими факторами.
- Все изображения в публикации взяты из открытых источников.
Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, поддержите лайками.Всем удачи!
Вам также может быть интересно:
- Высоко сижу — далеко гляжу, или на чем летали асы Дёница.
- Именно здесь находится самая закрытая база подводных лодок Военно-Морских Сил США, даже не имеющая выхода к открытому морю.
- Единственный в своем роде случай за всю историю ядерных испытаний.
- Что известно о строящихся подлодках типа "Дредноут"?.
- Революционные дизельные субмарины, сформировавшие современный облик подводного флота США.