В Китае и Южной Корее после отмены карантина были зафиксированы повторные вспышки заражений. Насколько вероятен такой сценарий для Москвы?
Ситуацию оценивает Юрий Крестинский, председатель консультационного совета Центра развития здравоохранения Московской школы управления Сколково.
Крестинский считает, что это не вспышки заражения, а скорее очаги. .
«Россия в отличие от Восточных стран с их способностью достаточно резкого и жесткого реагирования на ЧС, на мой взгляд, менее расторопна при такого рода эксцессах. В случае возникновения таких очагов или вспышек, на мой взгляд, вряд ли будет реагировать столь же оперативно. Поэтому, говоря о возможности, - да, конечно, это возможно. Говоря о том, как мы сможем на это реагировать, у меня есть определенные сомнения в возможности оперативной реакции»,—сказал он.
В постепенном снятии ограничительных мер специалист видит плюс в том, что ситуацию можно контролировать.
Органы власти, конечно, не скажут: «Все закончилось, все свободны». Народ тогда выйдет на улицы, и существуют определенные риски, связанные с возобновлением эпидемического процесса.
Крестинский считает, что каждый шаг надо оценивать с точки зрения эффективности.
Я понимаю органы власти в их желании перестраховаться, и не допустить каких-то эксцессов в возобновлении того, через что мы все с таким трудом прошли за последние 2 с лишним месяца.
В США губернаторы некоторых штатов под давлением бизнеса сняли ограничения. Возможен ли такой сценарий у нас и чем он опасен с точки зрения распространения коронавируса?
Ю. Крестинский: Под давлением бизнеса ли, под давлением общества, под давлением собственного сознания, глубины проблемы или наоборот ее незначительности, в России в ряде регионов ограничительные меры также практически сведены к нулю. Поэтому есть города типа Москвы и Петербурга, Нижнего Новгорода и ряда еще регионов, где эпидемическая ситуация действительно напряженная, а есть регионы, которых она коснулась в минимальной степени. И достаточно большое число регионов по сути свели все меры к минимуму.
Также Крестинский опроверг существующее мнение о том, что из-за ношения маски человек вынужден вдыхать углекислый газ, который выделяют легкие на выдохе.
Это противоречит законам физики и химии. Если маска старая и влажная, тогда, конечно, она может создавать проблемы с дыханием, и заставлять человека повторно вдыхать уже выдохнутый воздух. Если она давно не менялась, то в той влаге, которая в ней скопилась, могут развиваться болезнетворные бактерии, и скапливаться вирусы, и тогда она может стать причиной, наоборот, инфицирования человека. Но то, что она приводит к вдыханию углекислого газа, это конечно же, антинаучное утверждение.