Человек способен мыслить, чувствовать, желать и работать сам по себе. Но в своём физическом, умственном и эмоциональном существовании он настолько зависит от общества, что вне общества ни думать о человеке, ни понять его невозможно. Именно "общество" обеспечивает человека пищей, одеждой, жильём, инструментами труда, языком, формами мысли и большей частью её содержания. Его жизнь стала возможной благодаря труду и достижениям многих миллионов в прошлом и настоящем, которые прячутся за этим маленьким словом "общество".
Если вы подумали, что это цитата из Маркса или Энгельса, то ошибаетесь. Это размышления гениального физика Альберта Эйнштейна о социализме и капитализме. Небольшое эссе "Почему социализм?" было написано им по просьбе Пола Сьюзи (известного американского политэконома, автора теории монополистического капитализма) для первого номера журнала "Ежемесячное обозрение" (Monthly Review, май 1949), в котором основатель современной физики сделал вывод: "Социализм лучше капитализма"
Вряд ли Эйнштейн читал Маркса, но выводы он делает аналогичные.
Частному капиталу свойственна тенденция к концентрации в руках немногих. Это связано отчасти с конкуренцией между капиталистами, отчасти потому, что техническое развитие и углубляющееся разделение труда способствует формированию всё более крупных производственных единиц за счёт меньших. В результате этих процессов появляется капиталистическая олигархия, чью чудовищную власть демократически организованное общество не может эффективно ограничивать.
Интересно то, что более семидесяти лет тому назад, физик точно описал политическую систему, которую мы наблюдаем сейчас в современной России:
Это происходит потому, что члены законодательных органов отбираются политическими партиями, а на них так или иначе влияют и в основном финансируют частные капиталисты, которые тем самым на практике встают между электоратом и законодательной сферой. В результате, народные представители в действительности недостаточно защищают интересы непривилегированных слоёв населения. Более того, при существующих условиях частные капиталисты неизбежно контролируют, прямо или косвенно, основные источники информации (прессу, радио, образование). Таким образом, для отдельного гражданина чрезвычайно трудно, а в большинстве случаев практически невозможно, прийти к объективным выводам и разумно использовать свои политические права.
А эти слова точно описывают наше "егэшное" образование:
Неограниченная конкуренция ведёт к чудовищным растратам труда и к тому изувечиванию социального сознания отдельной личности, о котором я уже говорил. Это изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма. Вся наша система образования страдает от этого зла. Нашим учащимся прививается стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться успеху в приобретательстве.
И как учёный, прогресс в развитии человечества в целом он видит в социализме: