Гос-журналисты - представители СМИ, работающих за счёт бюджетных средств.
Среди журналистов есть пренебрежение к блогерам. Они считают себя представителями особой касты. Для причисления к которой необходимо пройти долгий путь: от института до редакции. Конечно, их раздражает, когда очередной выскочка без диплома, корочки, портфолио лезет на их поляну.
На информационной войне журналисты считают себя кадровыми офицерами в выглаженных мундирах с запахом одеколона и начисто вычищенными сапогами. А блогеры для них - это необученные партизаны, бегающие с ружьями в телогрейках. Да, но вот только партизаны смогли отвоевать себе доверие общества, а кадровики-офицеры его окончательно потеряли.
Сразу разберемся в понятиях. Здесь мы говорим о блогерах-новостниках, а не про модников, спортсменов и комедиантов.
Блогеры опасны для власти, журналисты уже нет
Власть, как деньги, любит тишину. Наши чиновники - это скромняги, которые не хотят к себе излишнее внимание. В небольших городках местные чиновники в основном подмяли под себя СМИ. Районные и городские газеты получают финансирование из местных бюджетов. Они не хотят кусать дающую руку, смирились со своими амбициями и покорно печатают только ту информацию, которая прошла одобрение у местной администрации. Да, это цензура. И она запрещена, и Конституция , и законы - все знаем, теорею проходили. Но мы же про жизнь.
Блогер в этом вопросе имеет больше свободы. Его ограничивает только договор с рекламодателем или же требования социальной платформы.
Пример из жизни
Донской, Тульская область - городок с населением около 70 тыс. человек. Ещё в 2014 году я наблюдал там интересную историю. Местные жители засыпали чиновников просьбами по ремонту дороги. Мэрия на все обращения отвечала: "как-нибудь сделаем, но не сегодня". Продолжались такие обещания больше 2-х лет. Сегодня так и не наступало.
Городская "Донская газета" разбитую дорогу отказывалась замечать. Хотя редакция находилась в ста метрах от нее. Жители обращались в газету с просьбой напечатать хотя бы заметку по данной проблеме. Все бесполезно. К сожалению, Среди местных акул пера не было ни одного Пивоварова или Парфенова.
Тогда местный 15-летний паренёк снял видео уличных ям и разместил у себя ВКонтакте. Через пару недель этот видео показали в программе "Мобильный репортёр". Поднялся шум и понеслось. С разбитой дороги не вылазили комиссии, городские и областные журналисты, местный "Народный фронт". Мэр громогласно рапортовал о начале ремонта здесь и сейчас. Требовал от местной газеты печатать каждую неделю статью-отчет с ходом выполнения ремонта. Сам губернатор грозил пальцем и угрожающе на областном ТВ: докладывал: "Держу на карандаше! Не прощу! Накажу". Каждый делал вид, что о проблеме не знал . История со счастливым концом - дорогу отремонтировали.
15-летний блогер утёр нос целой редакции, живущей за счёт налогоплательщиков.
У журналистов прав и возможностей больше, а толку?
За свободу слова не только Конституция, но и целый "Закон о СМИ". По нему журналист - это автономная независимая боевая единица, вооруженная отдельными правами и привиллегиями. При его появлении любой провинившийся чиновник должен стоять по струнке и отвечать на поставленные вопросы. Закон "О СМИ" расширяет набор общегражданских прав для журналистов и наделяет их определенными обязательствами перед обществом в целом. Есть только один нюанс: за несоблюдение прав журналиста нет никакой серьезной, тем более, уголовной ответственности.
Отказали в аккредитации, не выдали запрашиваемую информацию - и что? Какие наказания можно применить к должностным лицам? Никаких. Закон вроде есть, но ответственности за его несоблюдения нет.
На блогеров-новостников закон "О СМИ" не распространяется.
Кто платит, тот и заказывает музыку
Оклад журналиста напрямую зависит от учредителя издания. Вы не прочитаете в "Российской газете" интервью Навального. Здесь запрет.
А к Дудю не пойдет на интервью Мишустин или Голикова. Запрета нет, есть пренебрежение, о котором я говорил выше. Только это неуважение не к Дудю, а к его многомиллионной аудитории.
В чем сила, брат? Сила в правде.
Сегодня правда на староне блогеров-новостников. Им врать не выгодно, потеряют аудиторию и, следовательно, свой заработок.
Журналистам не выгодно врать только своим учредителям. Остальным можно "преукрасить" или "не договорить". Деньги из бюджета все равно поступят в не зависимости от пожеланий граждан.