Шесть лет с момента посещения Бельского пролетели словно шесть дней. Всё никак не доходили руки. Даже в условиях всемирной пандемии коронавируса, больше похожей на всеобщий заговор меня не хочет посещать муза. Видимо источник вдохновения начинает иссякать.
В самом начале стоит сказать, что к прокладке и изучению маршрута нужно подходить более тщательно. Я ехал со стороны Спас-Клепиков и навигатор вёл меня налево в непролазные рязанские кущи. Чтобы не попасть на увлекательный экспириенс в малопроезжабельных местах и не потратить всё отведенное время на поиски трактора, я решил уточнить маршрут у местных таксистов. Они точно должны знать самую короткую дорогу. При первом же вопросе о деревянной колокольне и населённого пункта с названием Бельское они округлили свои глаза и сказали, что слыхом не слышали ничего подобного и всячески отговаривали меня ехать в близлежащие дебри. Потом я подошел к водителю маршрутки и он сразу понял, о чем идет речь. Благодаря ему и маршрут был пересмотрен и проходил в основном по местным автобанам. Оказывается, что долгое время село было труднодоступно – хорошей дороги не было, лишь пару раз в неделю легкий Ан-2 прилетал в него из Рязани, привозя пассажиров и почту. Лишь в 90-е годы сюда был проложен асфальт от трассы Рязань-Спасск.
В глухих уголках нашей страны - редко посещаемых и забытых краеведами, журналистами и даже местной властью, можно найти подчас удивительные вещи. Так, посреди поля около села Бельское Спасского района Рязанской области, всего в 250 км от Москвы, стоит старая деревянная колокольня - памятник деревянного архітектурного зодчества, более уместный где-нибудь в Вологодской или Архангельской области, но не в средней полосе России. Я про это место тоже узнал чисто случайно. На глаза бросилась деревянная колокольня, которую считали русской пизанской башней из-за характерного наклона, который первым делом бросается в глаза при посещении урочища.
Ещё пару лет до нашего посещения маковка колокольни была целая, но из-за сильнейших снегопадов и под воздействием ураганных порывов ветра большая её часть обрушилась.
Конструктивные элементы главки лежат у самого подножия.
Древесина перерабатывается в труху под воздействием агрессивных климатических условий, а также поедаемая личинками. Для меня было странным, что их не растащили на дрова.
Теперь предлагаю вам окунуться в историческую составляющую. Село Бельское находится на многокилометровом полевом «острове», затерявшемся среди лесов рязанской Мещеры недалеко от реки Пра. Никаких особенных исторических событий здесь не происходило, жители занимаются натуральным хозяйством, лесозаготовками и до недавнего времени живичным промыслом.
«Село - центр Бельского сельского округа, в 50 км к северу от г. Спасск-Рязанский. Расположено на правом берегу р. Белая (канава Казенная), правом притоке р. Пры.
«Как сельцо в приходе с. Кидусоль (ныне Кидусово), Бельское, Левонтьевское тож, упоминается в писцовых книгах 1620-21 гг.
«Бельское, с. Спас. р-на. Упоминается в сотной грамоте 1567 г. как «д. Белская Левонтьевская на речке на Белой» (в скорописи выносная буква л могла обозначать как твердый, так и мягкий согласный). В писцовых книгах 1628—1629 гг. отмечается как «с. Бельское; с. Бельское, Левонтьевское тож; сц. Левонтьевское, Бельское тож». В дальнейшем осталось только название Бельское. Не находит доказательств утверждение И. А. Журкина и Б. И. Катагощина, что насел, пункт был назван по фамилии землевладельца Вельского. Г. П. Смолицкая отмечает, что село находится недалеко от р. Белая. Однако более вероятно, что его наименование связано с народным географическим термином бель «болото с березняком». Оз. Бельское около с. Городное того же района, видимо, было названо по тому же апеллятиву».
Согласно «данным Государственного архива Рязанской области, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Александра Невского появилась в селе Бельское в 1895 году; строилась она на средства почётного гражданина Михаила Яковлевича Федотьева.
«Судя по клировой ведомости за 1913 год, церковь была «деревянная, на каменном фундаменте, с такою же колокольней в одной связи» (то есть колокольня была пристроена к церкви). Но историки не исключают, что впоследствии оба здания могли быть перестроены, а вокруг были ещё постройки — например, как утверждают сельчане, поповский дом. Сейчас к колокольне почти в плотную примыкает недавно построенная животноводческая ферма, которую охраняет – алабай. Фермеры довольно ревностно относятся к нежданным посетителям храмового комплекса.
Говорят, что в нескольких шагах от колокольни сохранился фундамент какого-то крупного сооружения. Скорее всего, той самой деревянной церкви Благовещения Богородицы. Ну, а если уцелевшая колокольня построена тогда же, когда и разрушенная церковь, то в этом году ей сравняется 125 лет. В густых зарослях травы даже в самом разгаре весны я не смог ничего каменного обнаружить. Зато в непосредственной близости огромные кучи строительного мусора. Поговаривают, при свержении царя, батюшка из Бельского успел закопать церковное золото где-то на берегу ближайшей речки Сосновки. Иных легенд бельская земля не накопила: историю некогда густолесного уголка делали люди, опираясь на природные особенности места. Почти не поддающая под сельское хозяйство земля среди мещёрских болот не оставила местным выбора — жить и выживать лесом. XX век принёс Бельскому только разочарования. Революционеры растащили барское добро, крестьян загнали в колхозы. Бельский колхоз с лукавым названием «Верный путь» похвастать ничем не мог — по-прежнему приболотная земля не давала завидных урожаев.
Даже несмотря на разрушенные части, колокольня замечательно сохранилась для своего возраста. Потому что подобные сооружения не возводили кое-как. По заверению авторитетного мнения строителей для постройки выбирали особое дерево — здесь использована так называемая недоёная сосна, то есть с неё не сливали смолу, что повышало прочность брёвен. Сразу видно, что дерево выбирали хорошие специалисты. Не менее опытные возводили постройку, не применив — заметьте — ни единого гвоздя. В общем, простоит эта колокольня ещё лет сто.
Остаётся добавить: если здание не повредят пожары или человеческий вандализм. Ведь саму-то церковь уже разрушили до основания, а у основания следы былого пожарища, чудом не поглотившего всю постройку.
Местные жители утверждают, что при строительстве церкви и колокольни гвозди не использовались, но это не точно, скорее всего очередная красивая байка. Раньше внутри колокольни стены были отделаны синим сукном, под котором находились газеты времён Николая II, сейчас там только стихи Виктора Цоя.
Колокольня с каждым годом все ближе и ближе к разрушению, хотя внутри все перегородки добротно сложены и выглядят вполне крепкими.
Местами внутри уцелели лестничные проемы, ведущие в верхнюю часть колокольни, в которой размещаются колокола. Она получила соответствующее название "ЗВОН", но забраться на самый верх уже не предоставляется возможным.
Украшена она неброско – наличниками и накладными деревянными элементами. Возможно, средств на ее постройку не хватало, возможно – в этой местности просто так строили: никаких данных на этот счет нет, аналогичных памятников в окрестностях – тоже.
Самый верхний уровень облюбовало семейство черных воронов, которые любят селиться в подобных местах. Их хриплый голос наводит самый настоящий ужас на заблудших туристов.
Забытый всеми памятник архитектуры ждет своих исследователей. Пока еще ждет – верхние ярусы уже покосились, молниезащиты на этой высотной доминанте нет вообще, а высокая сухая трава подходит к самым стенам колокольни. Кто знает - что будет дальше…
А нас впереди ждут не менее интересные открытия, спрятанные на земле Рязанской.