Найти в Дзене
Версии жизни

Ребусы Антона Павловича Чехова. Зачем и почему смирился дядя Ваня?

120 лет назад на сцене МХАТ впервые была поставлена пьеса А.Чехова «Дядя Ваня». Премьера состоялась в октябре 1899 года. На этой неделе по каналу «Культура» показали современные версии знаменитого спектакля. Начиная от классики БДТ и заканчивая спектаклем не менее высокого штиля театра Табакова. Размышлений и дискуссий по этому поводу, безусловно, будет много. Но лично меня тревожит совсем другой вопрос, вырастающий из самой глубины спектакля- почему не боролся дядя Ваня за свою свободу, почему смирился? И главное –зачем? Что на самом деле произошло с Человеком за те короткие часы и минуты от отчаянного возмущения несправедливостью до тихого смирения за вечным столом счетовода? Самое простое перевести стрелки на бытовой уровень и вставить свои пять копеек. Тогда получим ответ – элементарно испугался за благополучие свое и сестры, потерю крова над головой. Нет, это благородному дяде Ване, право, не подходит Может, рассмотреть дворянскую усадьбу как символ достоинства и чести. Уже ближ

120 лет назад на сцене МХАТ впервые была поставлена пьеса А.Чехова «Дядя Ваня». Премьера состоялась в октябре 1899 года. На этой неделе по каналу «Культура» показали современные версии знаменитого спектакля. Начиная от классики БДТ и заканчивая спектаклем не менее высокого штиля театра Табакова.

Портрет Антона Павловича Чехова
Портрет Антона Павловича Чехова

Размышлений и дискуссий по этому поводу, безусловно, будет много. Но лично меня тревожит совсем другой вопрос, вырастающий из самой глубины спектакля- почему не боролся дядя Ваня за свою свободу, почему смирился? И главное –зачем? Что на самом деле произошло с Человеком за те короткие часы и минуты от отчаянного возмущения несправедливостью до тихого смирения за вечным столом счетовода?

Самое простое перевести стрелки на бытовой уровень и вставить свои пять копеек. Тогда получим ответ – элементарно испугался за благополучие свое и сестры, потерю крова над головой. Нет, это благородному дяде Ване, право, не подходит Может, рассмотреть дворянскую усадьбу как символ достоинства и чести. Уже ближе. Но опять не то.

Фрагмент спектакля "Дядя Ваня"  Московского театра Олега Табакова
Фрагмент спектакля "Дядя Ваня" Московского театра Олега Табакова

Иван Петрович Войницкий, прежде всего светлая личность. Умница, причем, честный и образованный умница. Трудяга, каких поискать.Но безвольный, ведомый, никогда не ответивший отказом на кабалу сына дьячка, сумевшего стать профессором и зятем высокопоставленного лица.

Впрочем, это в первую очередь про него сказал Астров такие знакомые слова про то, что в человеке должно быть все прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Влюбленный дядя Ваня ( в любом исполнении) с букетом осенних роз искренне обескуражен, когда видит объятия доктора Астрова и недоступной Елены Андреевны.

Он шокирован, но не сломлен. Пребывая в безмолвии на сцене, говорит больше, чем его счастливый соперник. Такие люди не ломаются. Тогда почему он отступает перед грубой волей отставного профессора?

Вопрос явно к Чехову. Но Антон Павлович переадресовал его нам. Через 120 лет, через изменившиеся (или не очень) времена и нравы.

Как поступил бы в последнем акте современный честный и образованный дядя Ваня? Трудно сказать. Мажором наш герой не был.

Эх, дорогой Антон Павлович, что вы натворили? Почему не дали нам надежды на светлое будущее. И прямого ответа не дали, как жить дальше в юдоли земной?

Прямо скажем, что совет неприятного во всех отношениях профессора –«делать дело надо!» вызывает скептицизм и даже возмущение. Кругом подобные советчики на наших глазах роскошно живут за чужой счет. Видим, но молчим. Мы ведь пережили 90-е, перестроились на социальную справедливость, убедились в ее полной эфемерности.

Понимаем ли мы теперь дядю Ваню? Смирился ли он, раб Божий или затаился на время, чтобы перезарядить оружие? Стоп, стрелять то он сможет, а вот попасть и убить Человека – никогда.

Фрагмент из спектакля "Дядя Ваня", МХАТ
Фрагмент из спектакля "Дядя Ваня", МХАТ

В общем щемящая тоска остается. А действие на театральной сцене длится. Нормальный чудак Иван Войницкий, 47 лет от роду, признается, что ему стыдно до боли и он хочет «прожить остаток жизни как-нибудь по-новому». На самом деле его положение безнадежно. Он подавлен. Соня пишет картину маслом дальше – будем терпеливо сносить испытания, будем трудиться для других… а когда наступит наш час, мы покорно умрем…

Что это было, Антон Павлович, когда мы потом отдохнем и увидим небо в алмазах???

Почему именно последняя сцена так отчаянно убивает надежду на протест героев? Сколько трудных вопросов и нет ответов для нормальных чудаков. Мы, строители коммунизма, общества социальной справедливости и общества развитого капитализма для отдельно взятых товарищей, с этим категорически не согласны.

Да, мы находимся в самоизоляции (ключевая часть слова –само). Но скоро по расписанию выйдем подышать свежим воздухом, чистым воздухом новой зари. И будем думать, ведь последняя сцена саднит укором. Больно саднит. Но без этого не бывает Жизни.

Отдельное спасибо телеканалу "Культура", заслуживает респект.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк.