Есть на Средне-Невском судостроительном заводе один небольшой пароход, который был свидетелем Октябрьской Революции, блокады Ленинграда, затем участвовал в восстановлении страны и трудится до сих пор. История его за давностью времен, с белыми пятнами, но героических страниц хватает.
По одним сведениям построили буксир здесь же, на Усть-Ижорской верфи (теперь Средне-Невский судостроительной завод). По другим, что более вероятно, строили его в 1903 году на рижском заводе «Ланге и сын».
В это время в мире бушевал экономический кризис, предприятия разоряются десятками. Не стал исключением и рижский завод, у достроечной набережной которого стояло с десяток недостроенных пароходов, от которых отказались заказчики.
Один из таких «отказников» и был паровой буксир «Соколик». Его характеристики: длина 16,5 м, ширина 3,12 м, высота борта 1,8 м, осадка 1,38 м; главный двигатель: вертикальная паровая машина Compaund мощностью 48 и.л.с. Корпус клёпаный, экипаж 3 человека.
Спас завод тогда великий князь Александр Михайлович Романов. Он поручил выкупить предприятие в пользу государства. Правда затем верфь, что называется, «приватизировали», продав акции разным банкам.
«Соколик» достроили и он работал заводским буксиром на том же заводе. После Октябрьской революции 1917 года буксир вместе с другими судами верфи уходит в Петроград и в 1921 году появляется на Усть-Ижорской верфи.
Работа у него была схожей, как на рижской верфи. Буксир занимался кантовкой и перетаскиванием барж и кораблей, участвовал в спуске на воду строящихся судов, занимался развозкой рабочих, а зимой использовался как ледокол.
Были у «Соколика» и свои подвиги во время Великой Отечественной войны. Фронт проходил всего в пяти километрах от Средне-Невского СЗ, но завод работу не прекращал. Здесь строились бронекатреа, тральщики, плашкоуты на которых возили продукты по Дороге жизни. На «Соколик» поставили два пулемета, но основные функции у него были те же.
Процитируем сайт Средне-Невского завода:
18 сентября 1943 года прямым попаданием снаряда был поврежден буксирный пароход «Соколик», через образовавшуюся в корпусе пробоину хлынула вода, и через несколько минут пароход затонул. «Соколик» был единственным буксирным средством завода, кроме этого, он использовался для нужд фронта, перевозя баржи с моряками, боеприпасами. С помощью ручных лебедок и при участии водолазов под руководством А.Ф. Баранова буксир удалось вытащить на берег и заделать пробоины.
В 1961 году паровую машину на судне заменили на знаменитый 3Д6, корпус сделали сварным, несколько увеличив габариты судна. А в конце 80-х годов на судне заменили танковый 3Д6 на более мощный 3Д6Н-235С2, благодаря чему мощность машины увеличилась с 150 до 235 л.с.
В таком виде «Соколик» дошел до наших дней. И трудится на верфи до сих пор.