В прошлом году одна моя знакомая, по совместительству директор средней школы, предложила мне поработать несколько месяцев (до конца учебного года) учителем химии на время декретного отпуска основного работника. С момента, когда я преподавала последний раз прошло несколько лет, но я с удовольствием приняла предложение.
Я тогда была молодым специалистом, полным энтузиазма познакомить детей с удивительной наукой, погрузить их в волшебство химии. Но, надо отметить, что у большинства школьников такого энтузиазма не было и в помине. Но, т.к. я была молодой, не обременённой житейскими заботами и бумажной волокитой (которая сейчас свалилась на голову всем без исключения педагогам), я придумывала различные интересные задания, практические занятия (насколько позволяла оснащённость школы), активно пользовалась интерактивной доской и т.д.
Но в этот раз отрицательное отношение учащихся к курсу химии ещё более усилилось. Очень часто, особенно от старшеклассников, я слышала высказывания: "Зачем я четыре года учил в школе химию, если она мне в жизни не понадобится? Я ведь пойду на юриста».
Ещё со своей школьной скамьи я отчётливо усвоила одну простую истину: без практической работы с веществом пробудить интерес к химии невозможно. Но еще в начале 90-х годов проведение лабораторных работ в школе было исключено де-факто по экономическим причинам.
Школьный курс сконцентрирован на процессах, которые можно описать уравнениями химических реакций. Все прочие процессы получения и превращения веществ, как менее интересные с дидактической точки зрения, рассматриваются вкратце или вовсе выводятся за рамки курса.
Так каким должен быть курс химии, чтобы он мог увлечь современного школьника? Максимально приближенным к жизни, понятным, напористым, динамичным, поражающим воображение, интригующим.
Позволю себе привести примерный перечень главных идей, которые, на мой взгляд, должны пронизывать весь этот курс и за счет этого накрепко засесть в головах школьников.
1. Область химии — весь материальный мир. Конечно, эта мысль и так остается центральной в школьном курсе, и во всех учебниках приводится много сведений о строении и свойствах природных веществ. Однако на все это наслаиваются многочисленные реакции синтеза веществ. В результате с химией ассоциируются исключительно синтетические, искусственно полученные вещества, которые противопоставляются природным. «Кока-кола — это химия, а квас — натуральный продукт». Вполне допускаю, что некоторые из тех, кто разделяют эту точку зрения, с недоверием воспримут информацию, что квас состоит из молекул. Ведь молекулы — «это что-то химическое».
Чтобы вернуть химии подобающее ей место в представлении людей об окружающем мире, акцент необходимо делать на веществе как основном объекте химии, на материалах, на широчайших возможностях их трансформации с помощью различных воздействий, в том числе химических реагентов.
2. Современная химия — «пир высоких технологий». Необходимо показать школьнику, что химия — передовая наука, использующая в том числе все новейшие достижения смежных наук и технологий. И делать это надо с первого дня изучения химии, а не в выпускном классе, когда интерес к химии безнадежно утрачен.
Конечно, цветные качественные реакции и титрование важны с методической точки зрения, особенно если школьник с их помощью своими руками определяет содержание каких-либо веществ в объектах окружающей среды. Но в отсутствие лабораторных работ рассматривание соответствующих картинок в учебнике производит гнетущее впечатление. То же относится и к синтезу веществ в установках столетней давности. Химические технологии представлены домнами и ректификационными колоннами, вызывающими отвращение у всех школьников, особенно у увлеченных химией.
Необходимо продемонстрировать школьникам несколько современных технологических приемов. А использование компьютерных технологий в химии достойно того, чтобы его вынести в отдельный пункт.
3. Всесилие химии. Лейтмотив: современная химия может получить все, что не запрещено природой; может придать веществу наперед заданные свойства; мы можем определить строение любого вещества и его содержание в объектах окружающей среды.
4. Химия как количественная наука. Необходимо усилить в школьном курсе разделы, посвященные физической химии — термохимии, кинетике, равновесию, с проведением расчетов для нескольких конкретных примеров или хотя бы объяснением принципов такого расчета.
5. Предсказательная способность химии. В химии множество закономерностей, позволяющих делать предсказания о свойствах веществ, но в нынешних школьных учебниках на эти закономерности наслаиваются разного рода частности и исключения, которых в химии действительно в преизбытке. Необходимо познакомить школьников с работами в области установления соотношений «структура — свойство», а также с методами дизайна молекул и материалов.
6. Роль компьютерных технологий. Современные школьники не мыслят жизни без компьютеров, поэтому необходимо постоянно подчеркивать широкое использование компьютерных технологий в химии для расчета характеристик молекул, их дизайна, установления структуры, машинного синтеза и т. д.
7. Перспективы. Молодые люди хотят видеть перспективу («перспективный/бесперспективный» — одни из самых употребляемых слов молодежного сленга), а вот этого школьный учебник химии им и не дает. Все сделано, причем сделано давно! Там больше нечего делать! Признаюсь, что именно так мы с товарищами относились к неорганической химии в школьные и студенческие годы. Как же мы ошибались!
Не надо бояться показать молодым людям, что в химии есть еще много неясного, есть точки роста, есть целые направления, которые предстоит разрабатывать им, если они выберут химию в качестве дела своей жизни. Водородная энергетика, материалы для квантовых компьютеров, утилизация диоксида углерода и спасение нашей планеты от климатической катастрофы, промышленная реализация процесса фотосинтеза, создание новой химической технологии на основе возобновляемых источников сырья, получение метаматериалов с отрицательным показателем преломления для плаща-невидимки — эти и другие задачи должны воодушевить молодых людей и привлечь их внимание к химии. Пусть не как к будущей профессии, но хотя бы как к школьному предмету, достойному изучения, — это интересно и может понадобиться!
Понятно, что такой курс — дело будущего. Ведь для этого нужны: программы, учебники, подготовленные учителя, педагогические эксперименты. Много работы.
Спасибо за проявленный интерес! Подписывайтесь на канал и узнавайте о нормативно-правовом аспекте образовательной деятельности, открытии учебного центра, лицензировании и аккредитации образовательной деятельности и многом другом.