Найти тему

«Сказки дядюшки Римуса» и русские народные сказки

Джоэль Чандлер Харрис – американский писатель, прославившийся на весь мир своими «Сказками дядюшки Римуса» – стоит наряду с такими писателями, как Льюис Кэрролл и Алан Милн.

Хотя появление книги «Сказки дядюшки Римуса» вызвало противоречивую реакцию в американском обществе, а чернокожие писатели считали, что Д.Ч.Харрис посягает на их культуру и его «ничтожный вклад» по обработке текстов не достоин даже упоминания, однако именно Харрис является одним из первых литераторов, кто сделал литературную запись негритянского фольклора южных штатов, что, в свою очередь, имело большое значение для сохранения местного диалекта в письменных источниках.

Любая фольклорная традиция предусматривает какие-либо специфические особенности, характерные лишь для данной нации. Потому порой сложно даже попытаться сравнить сказки разных народов мира. Так и «Сказки дядюшки Римуса», на первый взгляд, совершенно оригинальны, однако при более тщательном их рассмотрении можно обнаружить мотивы, тождественные мотивам русских народных сказок, схожие черты у персонажей и проч. Обратимся непосредственно к анализу сказок.

Дядюшка Римус собственной персоной, рисунок из открытых источников
Дядюшка Римус собственной персоной, рисунок из открытых источников

Во-первых, стоит обратить внимание на персонажей сказок дядюшки Римуса и русских народных сказок. С одной стороны, мы видим сходство между героями сказок. И в негритянских сказках, и в русских действующими главными героями являются наиболее типичные для леса звери – волк, лиса и заяц (кролик). Персонажи «второго плана» уже более экзотичны: черепаха и опоссум (в сказках дядюшки Римуса), рак, дрозд и проч. (в русских народных сказках). С другой стороны, в русских народных сказках наблюдается такая особенность: наравне с лесными животными участниками сказочных событий являются домашние животные (овца / баран, кот, петух, собака). Во многих сказках («Напуганные медведь и волки», «Волк-дурень», «Медведь, собака и кошка») дается косвенное упоминание о людях, от которых животные обычно убегают в лес. Иногда и лесные животные каким-либо образом взаимодействуют с людьми. Например, в сказке «Лисичка-сестричка и волк», лиса ворует у крестьянина рыбу, в сказке «За лапоток – курочку, за курочку – гусоньку» она ходит по домам людей, просится к ним на ночлег, а потом обманывает. В сказке «Мужик, медведь и лиса» медведь вступает в спор с мужиком и т.д. В сказках дядюшки Римуса люди появляются лишь в виде охотников, пришедших в лес за добычей. Основное действие включает только животных. Однако, следует отметить то, что, хотя в сказках дядюшки Римуса звери и не контактируют с людьми, они сами наделены некоторыми чертами, свойственными только людям. Например, Братец Кролик из сказки в сказку, приходя в гости к Матушке Мидоус с девочками, курит трубку. Он же пьет вино, сидя на реке во время рыбной ловли в сказке «Как братец Кролик лишился хвоста», читает газеты, сидя у камина, в сказке «Как Братец Волк попал в беду».

Братец Кролик, иллюстрация к "Сказкам дядюшки Римуса" из открытых источников
Братец Кролик, иллюстрация к "Сказкам дядюшки Римуса" из открытых источников

Еще одним сходством между героями сказок дядюшки Римуса и русских народных сказок является то, что все персонажи четко делятся на умных / хитрых и глупых. В сказках дядюшки Римуса самым хитрым, а порой даже пронырливым является Братец Кролик. Братец Лис и Братец Волк – персонажи априори кровожадные, но постоянно обманываемые кроликом. В русских народных сказках роли распределяются иначе. Самой хитрой в сказках показана Лиса, которая то и дело обижает прочих жителей леса. Однако и в негритянской, и в русской традиции встречаются сказки, где «самое хитрое» животное однажды проигрывает в своей смекалке. В сказке «Зимовье зверей» Лиса гибнет от копыт быка и барана, в сказке «Лиса и рак» Раку удается перехитрить Лису и т.д. Братец Кролик же проигрывает в смекалке Братцу Черепахе в сказке «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика».

В основе сюжета многих как негритянских, так и русских народных сказок лежит обман. Ради собственной наживы, а порой и просто ради смеха (особенно характерно для сказок дядюшки Римуса) персонажи обманывают друг друга, и на этом конфликте завязывается основное действие. В некоторых сказках провинившиеся животные сваливают свою вину на других персонажей, из-за чего те порой даже гибнут. Например, в сказке «Как Братец Кролик управился с маслом» из-за обмана Братца Кролика гибнет Братец Опоссум. Когда Джоэль спрашивает дядюшку Римуса, почему же так несправедливо заканчивается сказка, тот ему отвечает: «Это ты прав, дружок! Так часто бывает на свете: один натворит бед, а другой за них отвечает».

Нужно отметить также и один важный факт, сильно отличающий русские народные сказки от негритянских. Для негритянских сказок не характерна смерть животных в сказках. Лишь в вышеназванной сказке погибает Братец Опоссум, а также в сказке «Братец Кролик и Братец Воробушек» погибает Братец Воробушек, потому что Братец Кролик, чтобы спасти свою шкуру, говорит о нем неправду Братцу Лису, который позже его и съедает. В русских народных сказках о животных звери гибнут практически в каждой сказке. Например, в сказке «Лиса, заяц и петух» Петух рубит Лису косой, когда выгоняет ее из заячьего домика, в сказках «Мужик, медведь и лиса» и «Звери в яме» Лису рвут собаки, в сказке «Волк и коза», более известной как «Волк и семеро козлят», гибнет Волк, падая в горячую яму, а козлята выпрыгивают из его брюха и т.д.

Наконец, обнаруживается схожесть мотивов в негритянских и русских народных сказках.

В русской сказке «Лисичка-сестричка и волк» лиса ворует у крестьянина с воза рыбу. Когда ей встречается Волк и просит его угостить рыбкой, Лиса говорит, что он и сам может наловить рыбы. Волк отвечает, что не умеет рыбачить. Тогда Лиса решает подшутить над Волком: «Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь». Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и сидел всю ночь. Хвост его вмерз в лед, а когда он попытался высвободиться из оков льда, то оторвал себе хвост. В сказке дядюшки Римуса «Как Братец Кролик лишился хвоста» Братец Кролик встречает Братца Лиса, который несет большую связку рыбы. Когда он спрашивает лиса, где тот взял рыбу, Братец Лис говорит, что наловил сам в реке: «Это совсем нехитрое дело, Братец Кролик. Как зайдёт солнышко, ступай на речку, опусти в воду хвост и сиди до зари, вот и вытащишь целую кучу рыбы». Братец Кролик оправляется на рыбалку, сидит на реке до утра, а потом также обнаруживает, что хвост его вмерз в воду. Чтобы освободиться, Братцу Кролику приходится оторвать свой хвост, и именно с тех пор он становится куцым.

Иллюстрация к сказке "Лисичка-сестричка и волк", фото из открытых источников
Иллюстрация к сказке "Лисичка-сестричка и волк", фото из открытых источников

В сказке дядюшки Римуса «Смоляное чучелко» Братец Волк, чтобы поймать Братца кролика, делает смоляное чучело. Братец Кролик, «повстречав» чучело на дороге, здоровается с ним. Но так как чучело не отвечает, начинает на него злиться за такую бестактность, бьет чучело и прилипает к нему. Он воспринимает чучело как живое создание и до последнего уверен, что оно просто не хочет с ним говорить. В этой сказке показана глупость самого Братца Кролика. Подобный мотив есть в сказке «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку». Лиса, зарезав бычка, снимает с него шкуру, набивает ее соломой и ставит чучело бычка на дороге. Когда приходят Волк и Медведь, они воспринимают чучело как живого бычка и даже хотят на нем поехать кататься. Что бычок соломенный, они узнают, лишь распотрошив его.

Мотив украденной пищи благодаря обману лежит в основе сюжета негритянской сказки «Как Братец Кролик управился с маслом» и русской народной сказки «Лиса-повитуха». В первой сказке Братец Кролик, Братец Лис и братец Опоссум налаживают прохудившуюся крышу в чулане, где хранят вместе все свои припасы. Так как работы было много, животные взяли с собой обед. Все продукты положили вместе, а масло, чтобы оно не размякло, опустили в колодец. Братец Кролик во время работы никак не мог прогнать мысль о масле. Тогда он решил откусить один кусочек, пока никто не видит. Потом еще кусочек, и еще. Когда он возвращался к работе, Братец Лис и Братец Опоссум спрашивали его, где он был. Кролик отвечал, что у него дома стряслось несчастье, заболела Матушка Крольчиха, потому он бегал ее проведать. Вернувшись в последний раз, он даже сказал, что крольчиха умерла. Когда подошел час обеда, за маслом оправили Братца Опоссума. Он сходил к колодцу и обнаружил, что масла там нет. Вернувшись, сказал об этом лису и кролику. Стали выяснять, куда же подевалось масло. И вот, будучи сам виноватым, Братец Кролик предлагает изловить вора, подстерегши его у колодца. Когда лис и опоссум засыпают, Братец Кролик мажет морду Братца Опоссума маслом и обвиняет его в воровстве. Опоссум пытается доказать свою невиновность: «Видит Опоссум, прижали его к стенке. Он и говорит, что знает, как найти вора: нужно разжечь большой костёр, все будут прыгать через этот костёр, а кто упадёт в огонь – тот, стало быть, жулик и есть». Так и поступают. Разжигают костер, прыгают через него. Братец Кролик перепрыгивает, Братец Лис тоже, а Братец Опоссум падает в огонь.

В сказке «Лиса-повитуха» Лиса обманывает Волка, что ее зовут на «повой», а сама убегает лакомиться их общим с волком медом. Как и Братец Кролик, они три раза бегает к запретной кадушке меда, пока не вылизывает мед до самого донца. Погодя, Лисица прикидывается больной и просит Волка принести ей медку. Волк обнаруживает, что мед исчез, и, как и в предыдущей сказке, вина падает на него. Волк «и кстится и божится», что не ел меда, тогда Лисица предлагает способ проверить, кто из них лжет: лечь на солнце и ждать, у кого вытопится мед. Как и в сказке «Как Братец Кролик управился с маслом», невинный Волк засыпает, а Лиса, когда у нее топится мед, перемазывает этот мед на Волка. Волк проснулся и, «нечего делать, повинился».

И в русских народных, и в негритянских сказках встречается мотив, когда слабейшие персонажи объединяются вместе, вступают в сговор против сильнейшего героя. В сказках дядюшки Римуса это происходит, например, в сказке «Неудача Братца Волка». Братец Волк и Братец Лис решают вместе поквитаться за все обиды с Братцем Кроликом. Они придумывают, как заманить кролика в логово лиса, чтобы потом вместе им отобедать. Братец Лис прикидывается мертвым, Братец Волк сообщает о «смерти» лиса Братцу Кролику, и тот приходит посмотреть на покойника. Однако кролик обманывает лиса и заставляет его пошевелиться, а потом убегает.

В сказке «Овца, лиса, волк» сговор Лисы и Овцы против Волка более удачен. Когда Волк ищет основание для того, чтобы съесть овцу и обвиняет ее в том, что она украла его тулупчик, Лиса говорит Волку, что если это правда, он должен присягнуть в том месте, где они скажут. Волк соглашается. Овца и Лиса приводят его к капкану и говорят присягать на нем. Волк целует капкан и тот хватает его за морду. Лиса вместе с Овцой убегают подобру-поздорову.

Иллюстрация к сказке "Овца, лисица, волк", фото из открытых источников
Иллюстрация к сказке "Овца, лисица, волк", фото из открытых источников

Мотив «сделай услугу, либо я причиню тебе зло» также встречается и в русских, и в негритянских сказках. В русской народной сказке «Звери в яме» в яму попадают волк, медведь, заяц и лиса. Когда наступает голод, они уговариваются есть того, кто не «встянет голос». Сначала убивают зайца, потом волка. Медведя Лисица обманывает, и он убивает себя сам. Когда Лисица съедает и всю медвежатину, голод становится невыносимым, она замечает у ямы гнездо Дрозда. И тут Лисица заставляет Дрозда сделать для нее три услуги под угрозой того, что она съест его птенцов. Сначала говорит ему накормить себя, потом – напоить, потом – помочь выбраться из ямы. Дрозду приходится подчиниться.

В «Сказке про маленьких крольчат» дядюшки Римуса Братец Волк приходит в гости к Братцу Кролику и замечает, что дома одни крольчата. Чтобы найти причину для поедания крольчат, он дает им три задания, которые априори невыполнимы: отломать ему от сладкого тростника кусок побольше для угощения, напоить его из сита водой, бросить в огонь огромное бревно. Выручает из беды крольчат птичка, сидящая рядом на дереве и наблюдающая за происходящим. Она дает советы крольчатам, как им выполнить указания волка. Когда крольчата выполняют задания, домой возвращается Братец Кролик, и Братец Волк остается без обеда.

Кроме того, в «Сказке про маленьких крольчат» есть еще один мотив, встречающийся в русских народных сказках. Братец Волк готов съесть крольчат, когда Братца Кролика нет дома, но не знает, как это сделать, потому что считается, что он в дружных отношениях с Братцем Кроликом. Когда тот возвращается домой, Братец Волк говорит, что просто зашел в гости его проведать.

«Сказка про маленьких крольчат», , фото из открытых источников
«Сказка про маленьких крольчат», , фото из открытых источников

В сказке «Волк и коза» Волку больше посчастливилось – ему удается-таки полакомиться козлятами, пока Коза пасется на лугу. Однако, когда Коза возвращается домой и видит, что здесь произошла трагедия, Волк делает вид, что он очень дружен с нею: «Ах ты, кума, кума! Что ты на меня грешишь? Неужели-таки я сделаю это! Пойдем в лес, погуляем».

Но Коза, как и в ранее описанных сказках, предлагает Волку испытание на честность в виде прыжков через горячую яму. Брюхо тянет Волка вниз, и он проваливается в яму.

Еще одним мотивом, характерным и для сказок дядюшки Римуса, и для русских народных сказок, является мотив состязания животных. Он встречается в негритянских сказках «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» и «Как Братец Черепаха всех удивил».

В сказке «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» Братец Черепаха говорит Братцу Кролику, что он быстрее его бегает. Решают устроить соревнования. Братец Черепаха на разных точках пути, который нужно пробежать, ставит своих жену и сыновей, а сам ждет кролика на финише. Когда Братец Кролик прибегает туда, Братец Черепаха говорит, что давно его ждал и потому он победитель. Во второй сказке Братец Черепаха говорит, что он сильнее Братца Медведя. Он предлагает с одной стороны веревки стать медведю, а с другим концом сам ныряет в пруд. Кто кого перетянет! Братец Черепаха привязывает свой конец веревки к коряге на дне пруда, и Братец Медведь не может вместе со всеми зверями его вытащить из пруда. Звери верят в силу Братца Черепахи, т.к. никто не может уличить его в обмане.

«Как Братец Черепаха победил Братца Кролика», фото из открытых источников
«Как Братец Черепаха победил Братца Кролика», фото из открытых источников

В русской народной сказке «Лиса и рак» звери также соревнуются, кто быстрее пробежит. Рак незаметно цепляется за лисий хвост и пребывает на финиш вместе с лисой. Когда же та виляет хвостиком, оборачиваясь, чтобы увидеть, где ползет Рак, он тихонько отцепляется от нее и говорит, что первым прибежал, а теперь ждет ее.

Таким образом, как бы ни были далеки друг от друга русская культура и культура дядюшки Римуса, в сказках наших народов есть много общего, что отражает и схожесть в представлениях о мире и обществе людей совершенно разных с точки зрения генетики, территориальной и этнической принадлежности.

Рисунок из открытых источников
Рисунок из открытых источников