Найти тему
Your Paris Guide

Надгробный памятник герцогов Бретани - необычная иконография

Надгробный памятник Франциска II Бретанского и его супруги Маргариты де Фуа — родителей Анны Бретанской имеет ценность не только художественную, но и смысловую.

-2

Созданный после их смерти Анной Бретанской — дочерью и единственной наследницей и владычецей Бретани, ставшей ДВАЖДЫ (единcтвенный случай в истории Франции) французской Королевой (сперва при Карле VIII, а затем при Людовике XII) навсегда присоединившей Бретань в состав Франции. Центром герцогства был город Нант, в соборе которого и находится данный надгробный памятник, выполненный французским скульптором Michel Colombe в 1502-1507 гг. в новом, только что завезенном из Италии стиле Ренессанс, подчеркивающим достоинство и почесть последним правителям Бретании как самостоятельной единицы, и в целом бретанской национальности.

-3

Уже после смерти самой Анны, сюда же в 1514 г. в золотом ларце в виде сердца с короной поместили ее сердце. О традиции раздельного погребения тела, внутренностей и сердца монархов я расскажу в одной из следующих заметок, также как и о похоронной процессии и ларце с сердцем Анны Бретанской, здесь же скажу лишь, что с 13 на 14 апреля 2018 года ларец был украден, но к счастью найден через неделю и сейчас выставляется в музее Добре.

Реликварий сердца Анны Бретанской
Реликварий сердца Анны Бретанской

Вернемся к надгробному памятнику ее родителей, в церкви Saint-Pierre et Saint-Paul. На массивном прямоугольном саркофаге 3,90 м х 2,33 м и х 1,27 м в высоту, покрытом плитой из черного льежского мрамора лежат две скульптуры изображающие Франсуа и Маргариту со сложенными на груди руками в молитвенном жесте и с закрытыми глазами. Их головы лежат на крупных подушках, которые поддерживают три ангела стоящих на коленях. Около ног скульптур находятся борзая - символ верности, и лев — символ силы. По четырем сторонам от памятника стоят четыре Кардинальные Добродетели — Справедливость, Сила, Умеренность и Осторожность. Известные еще с античности (об их происхождении и природе я расскажу в другой статье), прошедшие через опыт христианства, средних веков и ренессанса, они приобрели свое окончательное выражение в «Иконографии» Чезаре Рипа в 1539 г.

-5

А пока, памятник начала XVI века, в особенности Осторожность (на видео) еще хранит свою уникальность и необычность. Кроме традиционных аттрибутов — зеркала и змеи, Осторожность имеет два лица - молодая с одной стороны предстает старцем с другой, символизируя тем самым опыт ведущий к осторожности.

-6
-7
-8
-9

-10
-11

А вы видели такие двуликие статуи?

#nantes #cathedraledenantes #saintpierresaintpaul #france #yourparisguide #гидвпариже_yourparisguide #yourparisguide_nantes #нангробныйпамятник #аннабретанская #историяпарижа #историянант #бретань #кардинальныедобродетели #астрология #иконография #платон #аристотель #рипа #осторожность #двуликийянус #бог #зодиак #темперамент #змея #зеркало #кардинальныезнаки #ренессанс #средниевека #герцогство #королева #скульптура