Прочитав кучу гневных рецензий на фильм, я решил "что никто, кроме меня" и вот такой будет мой ответ.
Основное обвинение фильму заключается в том, что он, видите ли, "постмодерновый" и против РПЦ.. Ребята, Постмодерн - это действительно основание для приговора, но только для оправдательного приговора - оправдательного!
Снимать в 21 веке фильм про мужской монастырь можно только так, иначе это будет религиозная пропаганда, а не кино.
Пропаганда - это удел эпохи XX века, когда идея доносится с помощью рациональных аргументов. Но пытаться рационально обосновать Православие - это не просто тупиковый путь - это прямая дорога в АД.
Тем более, что есть наглядный пример рационального Православия - это Протестантизм с его итоговой гомосятиной, толерантностью и киборгами.
Знаете, какое ключевое отличие нашего времени от советского? Нонешний виртуальный мир допускает чудеса, что безусловно роднит его со средневековьем и в этом контексте, "Монах и Бес" намного "чудеснее", чем другое классическое кино на эту тему - "Остров" Лунгина.
"Остров" - кино, где чудо является, по сути, рациональным аргументом, неким "научным фактом" в пользу Православия. Вот тебе лампочка ильича, - уверуй в социализм, вот тебе чудо - уверуй в Христа. Однако, по нынешним временам, это как то слишком механистично и "в лоб".
В "Монахе и Бесе" все сделано изящнее. Хотя рефреном через весь фильм проходит тезис - " это не чудо, чудеса - они от дъявола", но взамен создается "картинка", когда волшебство - оно везде. Нам предлагают окунуться не в отдельные чудеса "специально подготовленных людей" - старцев, святых, подвижников, а сразу предлагают волшебный мир для всех и каждого - даже для бесов.
Конечно же, формально, для массового зрителя, "М и Б" - это, как ни крути, антиклерикальная комедия. А по факту - это реклама РПЦ с двойным дном.
Сюжет построен на том, что постоянно обыгрываются грехи монахов и ограниченность настоятеля, высмеиваются чудеса, бес показан положительным персонажем.. Но XXI век чисто технически антирелигиозен, тут нет вариантов.
Так что, с одной стороны, это критика РПЦ, а с другой это шанс погрузиться в некое архаическое сакральное пространство из которого, возможно, будут выкристаллизовываться новые форматы религиозного сознания.
Да, это долгий скользкий путь, но вот топорненько и рациональненько доказывать существование Бога, как это практикуют "официальные" режиссеры от РПЦ в других фильмах - это уж совсем извращение.