Найти тему

Монах и бес. Лучший фильм об РПЦ

Прочитав кучу гневных рецензий на фильм, я  решил "что никто, кроме меня"  и вот такой будет мой ответ.

Основное обвинение фильму заключается в том, что он, видите ли, "постмодерновый" и против РПЦ.. Ребята, Постмодерн - это действительно основание для приговора, но только для оправдательного приговора - оправдательного!

Снимать в 21 веке фильм про мужской монастырь можно только так, иначе это будет религиозная пропаганда, а не кино.

Пропаганда - это удел эпохи XX века, когда идея доносится с помощью рациональных аргументов. Но пытаться рационально обосновать Православие - это не просто тупиковый путь - это прямая дорога в АД.

Тем более, что есть наглядный пример рационального Православия - это Протестантизм  с его итоговой гомосятиной, толерантностью и киборгами.

Знаете, какое ключевое отличие нашего времени от советского? Нонешний виртуальный мир допускает чудеса, что безусловно роднит его со средневековьем и  в этом контексте, "Монах и Бес" намного "чудеснее", чем другое классическое кино на эту тему  - "Остров" Лунгина.

"Остров"  - кино, где чудо является, по сути, рациональным аргументом, неким "научным фактом"  в пользу Православия. Вот тебе лампочка ильича, - уверуй  в социализм, вот тебе чудо - уверуй в Христа. Однако, по нынешним временам, это как то слишком механистично и  "в лоб".

-2

В "Монахе и Бесе"  все сделано изящнее.  Хотя рефреном через весь фильм проходит тезис - " это не чудо, чудеса - они от дъявола", но взамен создается "картинка", когда волшебство  - оно везде. Нам предлагают окунуться не в отдельные чудеса "специально подготовленных людей" - старцев, святых, подвижников, а сразу предлагают  волшебный мир для всех и каждого - даже для бесов.

Конечно же, формально,  для массового зрителя, "М и Б" - это, как ни крути, антиклерикальная комедия. А по факту - это реклама РПЦ с двойным дном.

Сюжет построен на том, что постоянно обыгрываются грехи монахов и ограниченность настоятеля, высмеиваются чудеса, бес показан положительным персонажем.. Но XXI век чисто технически антирелигиозен, тут нет вариантов. 

Так что, с одной стороны, это критика РПЦ, а с другой это шанс погрузиться  в некое архаическое сакральное пространство из которого, возможно, будут выкристаллизовываться  новые форматы религиозного сознания.

Да, это долгий  скользкий путь, но вот топорненько и рациональненько доказывать существование Бога, как это практикуют "официальные" режиссеры от РПЦ в других фильмах - это уж совсем извращение.