Почему добавляя новые километры асфальта, при неизменном количестве автомобилей, проблема пробок в этом районе увеличивается? Этому явлению даже есть название парадокс Браеса. Давайте разбираться.
Предположим, нам необходимо добраться из пункта А в пункт Б. У нас есть два варианта маршрута равные по расстоянию через пункты В и Г. Участки АВ и ГБ имеют одинаковую пропускную способность Т/100, где Т - количество машин. Участки АГ и ВБ не зависят от трафика и время их прохождения 45 минут.
Предположим , что из пункта А в пункт Б выехало 4000 автомобилей. Так как расстояние и трафик на обоих маршрутах одинаков, то в соответствии с равновесием Нэша, маршрут АВГ выберут 2000 водителей и маршрут АГБ так же 2000 водителей.
Равновесие Неша - концепция принятия решения. Каждый индивид системы принимает рациональное решение относительно рисков возможных в данной системе и тем самым уравновешивает ее.
Ярким примером может служить реакция двух подозреваемых подельников на предложение следователя, у которого нет доказательств их преступления, сознаться и получить 3 года тюрьмы вместо 5 (за сотрудничество со следствием). У каждого появляется выбор между признанием за 3 года тюрьмы или отказом с риском 5 лет отсидеть если признается подельник. Лучшее решение для обоих преступников это обоюдный отказ, тогда их отпускают, но в условиях не определенности большинство выбирает "золотую" середину. И система приходит в равновесие.
Итак, каждый из 4000 водителей в пункт назначения доберется за: 2000/100 + 45 = 65 минут.
Предположим, что пункты В и Г соединили новой короткой дорогой время проезда по которой приблизительно 0 минут. Произойдет следующее. Отрезки АВ и ГБ стали выгоднее, даже если по ним поедут все 4000 автомобилей 4000/100 = 40 минут. То есть все водители выберут маршрут АВГБ и время в пути составит 40+40 = 80 минут.
Проблема решается отказом от поездок по участку ВГ. Но, так как водители между собой договорится не смогут, как те преступники в примере описанном выше, решить её возможно только перекрыв отрезок ВГ. Парадокс!
Это один из примеров эффективной транспортной политики.
Ставь лайк если статья понравилась!
Подписывайся на канал если интересна тема эффективности!
P.S. Об эффективном выборе велосипеда здесь.