Найти тему
oldhistorychannel

Работорговля 1882 год.

Оглавление

Одна из редких фотографий сделанных на корабле перевозившем рабов.

Трансатлантическая работорговля

-2

За всю историю трансатлантической работорговли на территорию обеих Америк было доставлено около 20 миллионов рабов. Даже сейчас это количество выглядит просто немыслимым, но этот процесс шел три сотни лет не переставая и корабли не прекращали курсировать от одной части Атлантики к другой. Это был немыслимо прибыльный бизнес, живое черное золото тогда ценилось не меньше чем жидкое черное золото сейчас.

Главной проблемой работорговца, также как и любого купца, была логистика: нужно было разместить товар так, чтобы он доехал в кондиции, но при этом в трюмы его влезло как можно больше. Идея о том, что во время плавания доплывали чуть ли не единицы рабов из сотен, а остальные умирали в муках – скорее миф. Многие капитаны славились тем, что довозили битком набитые суда не потеряв по дороге ни единого чернокожего. Их берегли как зеницу ока, ведь каждый стоил целое состояние – одного раба можно было продать за среднегодовую зарплату матроса. И, в то же время, это не отменяло того факта, что условия перевозки были просто ужасающими.

Художественная литература – не самый авторитетный источник, но Джордж Макдоналд Фрейзер рисует картину достаточно достоверно

«Как только очередного раба вталкивали в трюм, ожидающий там матрос связывал его и заставлял лечь на палубу в отведенном уголке, головой к борту судна и ногами к проходу, так что в конце концов с обеих сторон палуба была заполнена ими в два ряда. Каждый мужчина должен был уместиться на пространстве шесть футов на пятнадцать дюймов; если же пленников сжимали еще туже или приказывали лечь на правый бок, то их можно было уместить еще больше.
…Резкий мускусный запах темных тел в трюме был невыносим, жара и смрад возрастали с каждым часом, так что приходилось удивляться, как это кто-либо вообще мог выжить в этом аду. Они дергались и извивались, а мы выбивались из сил, хватая за коричневые руки и ноги, пиная их, чтобы заставить улечься поплотнее. Уже лежащие негры испражнялись прямо под себя, так что к тому времени, как работа была закончена лишь наполовину, грязь и вонь стояли неимоверные. Нам приходилось каждые полчаса подниматься на палубу, чтобы освежиться морской водой и выпить немного апельсинового сока, прежде чем снова и снова спускаться в эту ужасную яму и опять трамбовать эти потные вонючие черные тела, которые стремились забраться куда угодно, но только не туда, куда было нужно».

Для того, чтобы товар доехал целым, его нужно было тормошить и не давать ему залежаться. Для этого матросы заставляли своих пленников подниматься на палубу и периодически танцевать там, причем, даже без кандалов. Свидетели рассказывают, что обезумевшие чернокожие действительно пускались в пляс, а команда судна подыгрывала им на музыкальных инструментах. Многие даже приходили в экстатическое состояние, и со стороны можно было подумать, что тут проходит какой-то праздник с музыкой и танцами.

Восстания на кораблях рабов

План по перевозке состоял из двух этапов. Первое время рабы яростно сопротивлялись, и за ними нужно было усиленно следить всей команде, часто применяя крутые меры. Но спустя недели плавания практически каждого в трюме удавалось «сломать». Так что у всего путешествия оказывался дополнительный, особенно мрачный смысл. В трюм погружали сопротивляющихся свободных людей, а выгружали уже безвольных и сломленных рабов.

-3

Но иногда пленники не теряли присутствия духа и поднимали восстания – как правило, во второй части пути, когда команда судна теряла бдительность. За всю историю работорговли зарегистрировано 485 случаев мятежа. Некоторые были удачны, но больше всего запомнился бунт на корабле «Ла-Амистад». 53 раба освободились и захватили команду под предводительством Сенгбе Пье, чернокожего мусульманина. Они потребовали возвратить их в Африку, но штурман злоупотребил их доверием, и судно доплыло до Род-Айленда в США.

При этом, пленники добились своего: суд признал, что их ввезли незаконно и они действительно оказались отправлены на родину. История бунта на «Ла-Амистад» стала символом борьбы с рабством и даже стала изображаться на иконах, а Стивен Спилберг снял о ней фильм.

Телеграм канал Old History: перейти...
Поделись с друзьями! ссылка: http://t.me/joinchat/AAAAAFO4IzKp-3T7xkquUw