Как вы, наверное, уже знаете, в детских исследовательских работах в начальной школе мы часто используем модельные эксперименты. Они не описывают в точности то, что может происходить в естественных условиях с организмами или материалами. Они показывают эффект, изменение, дают представление о качественном влиянии вещества или условия опыта (четкая фиксация: есть - нет, белое - черное, хорошо - плохо). Особенно это касается проектов с экологической направленностью.
Один из вариантов модельных опытов - это влияние чего-либо на развитие растений.
Моделирование экологических ситуаций состоит в моделировании стрессовой ситуации от воздействия химических факторов на зеленое растение, в качестве которого может использоваться любое растение, образующее проростки с несколькими зелеными листьями (например, томаты, огурцы, фасоль, пшеница и др.). Проростки выращиваются в необходимом количестве заблаговременно. Для их выращивания в обычном грунте потребуется около месяца (10–12 дней для прорастания, появление настоящих листьев через 2 недели после всходов). Корневую систему отмывают от почвы.
Для опытов подготавливают и нумеруют пробирки (или другие удобные емкости) от 1 до 7. В каждую пробирку помещают по 5 мл раствора согласно таблице на фото, создавая тем самым искусственно приготовленные экологические среды. Проростки одного и того же растения (например, томатов) с двумя зелеными листьями помещают в растворы. Ожидаемые результаты опыта даны в таблице.
В таблице также приведены данные о реакции растения, наблюдаемой с течением времени по мере воздействия. Приведенные данные и время от начала эксперимента ориентировочны. Наблюдение за реакцией растений в данном эксперименте желательно организовать через интервалы в 2–4 часа. Поскольку для эксперимента используются экстремально высокие концентрации химикатов, наблюдаемая реакция растения может отличаться от специфической, характерной для естественных ситуаций. Тем не менее, они дают представление о том, какое влияние оказывают те или иные загрязнители на развитие растений.
Материал из книги: Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум. Учебное пособие с комплектом карт-инструкций. - СПб.: Крисмас+, 2012, с.40-41.
Хорошая книга - то, что нужно, для начинающих исследователей (для тех, кто заинтересуется, ссылка на нее есть в группе ВК "Есения").
Больше про научно-исследовательские работы школьников по естественным наукам (идеи, формы организации работы с юными исследователями их группами поддержки, адаптированные для детских работ методики (как из занимательных опытов, так и из практикумов для средних и высших УЗ), структура, литература, особенности оформления, информация о конкурсах Малых академий наук, электронных СМИ и т.п.), а также множество интереснейших фактов из химии, физики, биологии, экологии, наук о человеке и здоровом образе жизни в https://vk.com/club134922633, открытая группа Есения (ЕСтЕственно-Научные ИсследованиЯ)