Глава 2. Учитель.
Встреча.
У одной бабы, живущей на дальнем конце деревни, умер новорожденный ребёночек. Третий день после родов несчастная лежала в горячке, а её четверо маленьких детей сидели голодными. Узнав об этом, Феклуше стало жаль малюток. Он вспомнила смерть своей матушки и, несмотря на недовольство Прохора, отправилась к больной. Феклуша несла детям кувшин парного молока и большой каравай свежеиспечённого хлеба.
Когда она растворила дверь в избушку, то кроме матери с детьми обнаружила там ещё трёх баб-соседок. Было тесно и душно. Бабы хлопотали вокруг роженицы, суетились, причитали и поминутно призывали на помощь Божью Матерь. Видимо, уже приходилось рассчитывать только на чудо. Феклуша отдала гостинцы детям, немного постояла у постели больной. Та была в забытьи, крупные капли пота выступили на лбу.
- Выживет? - спросила Феклуша у соседки, обтиравшей лоб больной влажной тряпкой.
- Бог ведает, - отвечала та. - Молимся.
- Может, я чем смогу помочь?
- Да чем тут поможешь? Ты ступай, Фёкла, ступай! Мы справимся, - отвечала женщина, но по интонации её голоса Феклуша вдруг поняла, что её присутствие неприятно односельчанкам.
Делать было нечего. Феклуша поцеловала малышей, перекрестилась перед иконой Спасителя и отправилась в обратный путь. Вечерело. Ветер усилился, началась настоящая метель. Сквозь белую пелену снега еле различимо виднелись силуэты домов. Феклуша замёрзла и была рада любой возможности погреться. Она как раз проходила мимо школы. Маленькое окошко призывно дразнило огоньком. Феклуша перебралась через сугроб и робко постучалась в дверь. Через несколько минут дверь скрипнула и показалась фигура одного из учеников.
- Можно? - спросила Феклуша, и, не дожидаясь приглашения, зашла в класс. Она отряхнула с ног снег, расправила окоченевшие от мороза пальцы и огляделась по сторонам.
На лавках, составленных рядами, располагались маленькие ученики. В избе было прохладно. Топили плохо, и ребята сидели одетыми, в верхней одежде и валенках. Но после мороза, лютующего на улице, здесь был просто рай. Феклуша присела на краешек стоявшей у входа скамьи и стала растирать руки. Лицо её было закрыто платком. Со стороны она была похожа на толстую нахохлившуюся птицу, и Ксюша, как и все дети, обернувшись в сторону двери, не сразу узнала свою мать. Обернулся и учитель. Он был явно недоволен неожиданным визитом замёрзшей мамаши, но разрешил ей подождать своего ребёнка, потому что занятия уже подходили к концу.
- Как удачно, - подумала Феклуша. - Дождусь Ксюшу, и вместе пойдём домой.
Она с любопытством наблюдала за происходящим и украдкой разглядывала учителя. Он не сильно изменился. Тёплый суконный жилет и лёгкая щетина добавляли солидности, от чего он казался старше и ещё умнее. Наконец занятие подошло к концу. Дети стали собирать свои вещи и расходиться по домам. Ксюша с радостью подбежала к маме, вскоре подошёл и учитель. Он сурово произнёс, что на уроках не должно быть посторонних и попросил воздержаться впредь от подобных визитов.
Феклуша виновато закивала головой. Она встала с лавки и готова была уже отправиться домой, как вдруг учитель её остановил и заговорил о другом - он стал жаловаться на нехватку дров, нерадивость учеников и проблемы народного образования, словно Феклуша могла чем-то ему помочь. А та удивлённо слушала учителя, а сама всё думала: «Вспомнит он меня или не вспомнит?».
Давешняя встреча вдруг ясно ожила в памяти. Вспомнились и слова, и прикосновения, а главное, к Феклуше вернулось тоже самое волнение. Она высвободилась из закрывавшего лицо бесформенного платка, поправила растрепавшиеся волосы.
- Где-то я тебя видел... - выпустив весь накопившийся пар, вдруг произнёс учитель.
- Наверняка видели. В одной деревне живём, - улыбнулась Феклуша и уже развернулась к выходу, как услышала за спинной радостный возглас учителя.
- А, ягодка! То есть, замужняя жена! Ну, наконец, свиделись! - казалось, он искренне обрадовался встрече. - Вам в какую сторону идти?
Феклуша махнула рукой в направлении дома.
- Подожди меня. Сейчас соберу книги, и пойдём вместе. Нам по пути.
Через несколько минут они шли по улице. Маленькие избушки торчали из земли, словно грибы со снежной шляпкой. Почти стемнело, небо померкло. Снега насыпало столько, что не было видно дорогу. Учитель шёл чуть впереди, небольшими шагами прокладывая путь. Феклуша ступала сзади и ставила свою ногу в след, оставляемый сапогом учителя. Следом шла Ксюша. Феклуше пришлось ускорить шаг, чтобы не отставать. Девочка почти бежала, спотыкалась, и, запыхавшись, то и дело смахивала с лица надоедливую снежную крупу.
- Быстрее! Быстрее! – всё торопила мать. Она боялась отстать от учителя и так спешила, словно гналась за ускользавшим от неё счастьем. Феклуше так хотелось, чтобы учитель ещё раз заговорил или хотя бы посмотрел в её сторону. Но он шёл вперёд и не сбавлял скорости. Только когда они дошли до своего дома и остановились у забора, Евгений Павлович обернулся и помахал вслед рукой.
- Холодно, - прокричал он издали, одновременно объясняя своё невнимание и прощаясь, и скрылся за белой стеной снега.
А Феклуша ещё долго стояла и смотрела вдаль. Она совсем не чувствовала холода. Наоборот, какой-то небывалый жар и возбуждение охватили её. И прошло некоторое время, прежде чем она смогла успокоиться и зайти в свою избу.
Если вам интересен роман, подписывайтесь на канал, ставьте
и читайте продолжение !
С благодарностью, автор.