Мы говорим словами, каждое слово несет смысл.
Говорят, что если в предложении не понятно хоть одно слово, смысл всего предложении теряется.
В юридической науке это правило восходит в абсолют.
Понятия, применяемые в законодательном поле, должны быть четко истолкованы, чтобы не допустить двоякого или превратного понимания законодательного акта.
О толковании мы еще как-нибудь поговорим, а сегодня речь идет о понимании словосочетания "публичная оферта" для розничной купли-продажи.
Любой наш поход в магазин, в масках или без, - связан с публичной офертой, так что давайте разбираться.
1.Офе́рта (лат. offero — предлагаю) — предложение о заключении сделки, т.е. предложение условий сотрудничества.
2. Публичная оферта- предложение для всех сразу. Например, предложение руки и сердца не будет являться публичной офертой.
3. Оферта должна содержать существенные условия сделки. Для розничной купли-продажи это предмет и цена.
Все, что лежит на полках в магазине, — публичное предложение купить товары любому, кто пройдет мимо.
Именно поэтому на кассе обязаны пробить товар по цене, которая указана на витрине: покупателю предложили товар именно по такой цене и он имеет право заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике.
Если на кассе покупатель начинает возмущаться, что товар стоил дешевле, и кассир предлагает не покупать товар, — это незаконно.
Ценник — публичное предложение, от которого магазин не может отказаться. Например, если интернет-магазин обычно продает книгу за 600 рублей, а из-за случайного сбоя на странице была указана цена 100 рублей, покупатель имеет право забрать книгу именно за 100 рублей.
4. Согласно пункту 1 статьи 435 Гражданского кодекса РФ офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определённо и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать все существенные условия договора, а также, желательно, иные необходимые для наиболее полного информирования контрагента условия договора.
5. ГК РФ Статья 494.
Публичная оферта товара
1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети "Интернет" признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи
6. Публичная оферта -это дверь в договор, т.е. предложение обязательно продать товар на предлагаемых условиях. Почему обязательно? Потому что договор розничной купли- продажи есть публичный договор (ст.426 ГК ). Продавец обязан продать товар по заявленной цене каждому, кто к нему обратится.
Кстати, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание- тоже публичный договор)
А теперь случай из практики.
В Италии один человек решил продать эксклюзивный автомобиль. Он нафоткал его с разных ракурсов, выставил изображения в интернет, написал цену и стал ждать покупателей.
Дорогущий автомобиль был продан через 2 минуты! А почему? Потому что продавец забыл приписать три нуля в ценнике.
Вместо 600000 евро автомобиль ушел за 600! Суды были непреклонны: публичная оферта-с 🤷♀️🤷♀️🤷♀️!