Найти в Дзене
DEMOLOGIA

Два стихотворения Юнны Мориц, стоившие ей почти 20 лет "молчания"!

Стихи ... и больше ничего! Юнна Мориц Из ныне действующих поэтов Юнна Мориц один из главных долгожителей и совершенно удивительная поэтесса. Её стихи переведены на все европейские и даже на японский и китайский языки. Родилась Юнна Пинсуховна 2 июня 1937 года в Киеве . Живет в Москве. В 1961 году вышла ее первая книга «Мыс Желания» (по названию мыса на Новой Земле), основанная на впечатлениях от путешествия по Арктике на ледоколе «Седов» летом 1956 года. А затем ее книги не издавали (за стихи «Кулачный бой» и «Памяти Тициана Табидзе») с 1961 по 1970 год и с 1990 по 2000 год, в самый творческий период. Что же это за стихи такие? Давайте познакомимся с ними поближе, и узнаем о событиях, связанных с эти произведениями. Мне , к сожалению, неизвестно в каком году (но это уж точно в наши дни) Юнна Мориц опубликовала на своей странице в Фейсбук стихотворение "Кулачный бой" У этого стихотворения, ставшего для поэтессы поистине сакраментальным, есть п
Оглавление

Ах, даже ничего такого?!
Душа поэта - у любого,
И что же? Что же? Что с того?
У многих - три души поэта,
И пять, и семь! А у поэта -
Стихи ... и больше ничего!

Юнна Мориц

Юнна Мориц. Фото Александра Гамова.
Юнна Мориц. Фото Александра Гамова.

Из ныне действующих поэтов Юнна Мориц один из главных долгожителей и совершенно удивительная поэтесса. Её стихи переведены на все европейские и даже на японский и китайский языки. Родилась Юнна Пинсуховна 2 июня 1937 года в Киеве . Живет в Москве. В 1961 году вышла ее первая книга «Мыс Желания» (по названию мыса на Новой Земле), основанная на впечатлениях от путешествия по Арктике на ледоколе «Седов» летом 1956 года. А затем ее книги не издавали (за стихи «Кулачный бой» и «Памяти Тициана Табидзе») с 1961 по 1970 год и с 1990 по 2000 год, в самый творческий период.

Что же это за стихи такие? Давайте познакомимся с ними поближе, и узнаем о событиях, связанных с эти произведениями.

Мне , к сожалению, неизвестно в каком году (но это уж точно в наши дни) Юнна Мориц опубликовала на своей странице в Фейсбук стихотворение "Кулачный бой" У этого стихотворения, ставшего для поэтессы поистине сакраментальным, есть предисловие и послесловие. Публикую их целиком.

Это стихотворение впервые публично было исполнено на Дне поэзии во Дворце спорта в Лужниках в 1963 году. Переполненный 15-ти тысячный зал рукоплескал стоя!

П Р Е Д И С Л О В И Е
По просьбам читателей публикую стихотворение «Кулачный бой», написанное в 1958 году. Стихотворение это никогда в моих книгах не издавалось. Вы найдёте его здесь и сейчас. Благодарю всех, кто просил меня это вспомнить. Ю.М.

К У Л А Ч Н Ы Й Б О Й

Мне, узкоглазой и ширококостной,

Февральским утром в год бы високосный,

Когда по небу мечется заря

В тулупе красном, речью бы несносной

На Лобном месте мне б гневить царя

И крикнуть: – Царь! Ты много войска маешь,

Но ни черта в стихах не понимаешь,

Черства твоя порода и глуха…

Опричнина – жестокая затея,

Кровопролитье – до-о-о-лгая затея,

Опричник зря кровавый бой затеял

Со мной на понимание стиха.

Вот он впрягает шею, руки, плечи

В дилемму – не убить, так искалечить,

Но – не читать, не слышать, не видать,

Столкнуть с Земли, покончить с днём рожденья,

В то солнечное, яркое сплетенье

Строфы, – ногой, обутой в хром, поддать!

О, как всего, что с лёту не понятно,

Боятся те, кто носит крови пятна

На рукавах камзола!.. Вникни, царь.

Поэт – это священная корова,

И если государство нездорово,

Ты песню топором не отрицай!

Ведь кто бы смог из преданного войска

Смочить траву слюной такого свойства,

Чтоб ты глотал метафор молоко,

И мозг светлел и улыбалось тело?..

Я стóю плахи, но не в этом дело,

А дело в том, что царство – велико,

А в нём одним опричникам легко.

А топоры – не лёд, они не тают,

И головы, как яблоки, слетают

С мертвецким стуком с Лобного крыльца,

И мозг чернеет, истуканом – тело…

– Ты стоишь плахи!

– Царь, не в этом дело.

Казни меня, но государство в целом

Вполне достойно лучшего конца!..

1958 г.

П О С Л Е С Л О В И Е

«…кто носит крови пятна \ На рукавах камзола!..»
Всем известно, что у камзола нет рукавов!.. Но как раз на таки[ рукавах, отсутствующих, незримых, на рукавах от жилетки, «носят крови пятна». Автору 21 год, эти стихи немедленно попадают в «чёрные списки», их запрещают читать, никогда ни в одну из книг они не войдут и не будут изданы. Но в шестьдесят каком-то году поэт Владимир Цыбин, ведавший отделом поэзии в журнале «Молодая гвардия», печатает эти стихи, прекрасно зная, что немедленно будет уволен. Этот номер журнала автору не достался, весь тираж расхватали, в архиве у автора нет этой публикации. Стихи восстановлены по магитофонной плёнке. «Поэт – это священная корова», – вот что вызвало тогда, вызывает теперь и будет впредь вызывать рёв возмущения в известно каких стадах. Но поэт – это священная корова, жрать воспрещается!Первая строка – «Мне, узкоглазой и ширококостной» – это не автопортрет, а несбыточная мечта!..
Ю.М.

"Язык Мориц всегда естественен, лишён какого бы то ни было ложного пафоса. Богатство красок, использование точных рифм вперемешку с ассонансами — вот что отличает поэзию Мориц. Повторы часто звучат как заклинания, метафоры открывают всё новые возможности истолкования её стихов, в которых она пытается проникнуть в суть бытия." (Вольфганг Казак, немецкий славист, литературовед и переводчик. Прим. авт.)

В 1963 году в журнале «Юность» было опубликовано стихотворение Мориц, посвященное памяти Тициана Табидзе, которое, согласно комментарию Евтушенко, «вызвало гнев в ЦК, но не очень понравилось своей жесткостью и многим либералам». Тициан Юстинович Табидзе (1895–1937), грузинский поэт, один из лидеров грузинского символизма. Погиб в 1937 году, став еще одной жертвой Большого террора. Реабилитирован посмертно.

Тициан Табидзе. Фото из свободных источников интернета.
Тициан Табидзе. Фото из свободных источников интернета.

ПАМЯТИ ТИЦИАНА ТАБИДЗЕ

На Мцхету падает звезда.

Крошатся огненные волосы,

Кричу нечеловечьим голосом

На Мцхету падает звезда!...

Кто разрешил её казнить?

И это право дал кретину

Совать звезду под гильотину?

Кто разрешил ее казнить?

Кто смерть на август назначал,

И округлял печатью подпись?

Казнить звезду -- какая подлость!

Кто смерть на август назначал?

Война тебе, чума тебе,

Убийца, выведший на площадь

Звезду, чтоб зарубить, как лошадь!

Война тебе, чума тебе!

На Мцхету падает звезда.

Уже не больно ей разбиться,

Но плачет Тициан Табидзе.

На Мцхету падает звезда.

1962 г.

"Мы от вас отличаемся тем, что для нас жизнь – это праздник", говорил главный редактор журнала "Литературная Грузия", который напечатал впервые моё стихотворение "Памяти Тициана Табидзе" в 1962 году. А в 1963 году напечатал это стихотворение журнал "Юность", и многие потом удивлялись: каким образом "такое пропустила цензура"? В те времена, если никто не настрочил в цензуру донос и если никто в редакции не назначал сам себя цензором, пропускали в печать то, что прошло цензуру в "Литературной Грузии", в любом отечественном издании" (Ю. Мориц. Из воспоминаний)

И еще:

" Но именно из таких ужасных стихов, как "Памяти Тициана Табидзе" выросли все мои ужасные стихи в защиту Прав Человека, в защиту от преступной ненависти к России, от русофобщины гитлеровского фашизма, сжигающего живьём людей в Одессе, расстреливающего на улице Киева журналиста, писателя, философа Олеся Бузину – за то, что ему отвратительна ненависть к России, героизация фашистов, бандеровцев, где совместимы проспект Бандеры и Бабий Яр!.. "

Юнна Мориц никогда не относила себя к разоблачителям или диссидентам, считает себя «чистым поэтом, не идущим на компромиссы."

В замечательной книге Лидии Корнеевны Чуковской "Записки об Анне Ахматовой" 1963-1966" приведен интересный факт:

"Я достала из портфеля номер журнала «Юность». Прочла Анне Андреевне (Ахматовой Прим. авт.) и Эмме Григорьевне (Юля и Наташа опять исчезли) стихи Юнны Мориц. Я уже несколько раз прочла их дома, но мне хотелось опять и опять видеть их напечатанными, не веря глазам своим: – «Война– тебе! Чума – тебе!» – повторила Анна Андреевна, кликнула Наташу и Юлю и велела мне читать еще раз…"

Посмотрите это замечательное видео , где вас ждет ретроспектива горьких, изломанных системой судеб многих российских поэтов, на фоне песни Сергея Никитина на стихи Юнны Мориц.

Памяти Тициана Табидзе. Фильм Ирины Орловой.

Понравилась ли вам, друзья, наша история о судьбе двух стихотворений Юнны Мориц? Пишите об этом в своих комментариях. Подписывайтесь на наш канал #DEMOLOGIA , что означает "Народное слово".

До новых встреч!

#русская поэзия #юнна мориц #тициан табидзе #культурология