Вначале они прятали голову, как страус в песок, и предпочитали не замечать опасности. А значит – никаких проверок, приезжай кто хочет, гуляй везде, вирус далеко, а мы живём обычной жизнью. На предложения хотя бы поверхностно проверять всех (а не только китайцев) въезжающих в страну из Китая и сажать их на карантин, правительство возмущалось: «Это расизм!» и демонстративно проводило акцию «Обними китайца».
Потом им, по-видимому, попала шлея под хвост, и в стране внезапно объявили режим ЧС (с 31 января и на 6 месяцев), заодно закрыв воздушное сообщение с Китаем. Китай обиделся, пассажиры озадачились... и полетели через Германию и сопредельные страны. Без всяких контролей, разумеется.
И мы удивляемся, почему в Италии случился эпидемический взрыв? По-моему, удивляться надо было бы, если б он НЕ случился... Более того – ситуация вообще вышла на поверхность только благодаря мужеству одной-единственной врача-анестезиолога, выявившей итальянского «пациента N° 1» (но об этом в другой статье).
Когда больные посыпались как из рога изобилия, «неожиданно» выяснилось, что врачи работали и продолжают работать практически «голыми руками», что они заразились сами и уже успели заразить других пациентов, что вирус благополучно распространился по вентиляции в разные отделения, а приёмные покои и отделения скорой помощи многих больниц стали великолепными рассадниками инфекции.
Правительство в тот момент напоминало, извините, корову на льду – растопыренное во все стороны, растерянное, потерянное и откровенно демонстрирующее, что не только не знает, что делать, но и вообще действовать не в состоянии! Полный провал по всем фронтам. Полная беспомощность. Полное неумение противостоять стрессу.
Результат – запоздалые, хаотично-истеричные и часто абсолютно нелогичные решения. Это закрыть – то оставить свободным, это можно – то нельзя, сюда ходить – туда ни в коем случае. Помощи, по большому счёту, было ноль. И медики, и пациенты остались один на один с заразой.
Причём заразой на тот момент совершенно новой, неизученной, никому не известной. Чем лечить – непонятно, как обращаться с больными – большой вопрос, что делать с местной системой здравоохранения – вообще полный аут. Китайцы на тот момент, похоже, сами обалдели от происходящего в Италии (такого пердимонокля они явно не ожидали) и ничем не помогали, даже информацией.
В результате больные сутками обрывали телефоны горячих линий, выслушивая в лучшем случаи советы сидеть дома и принимать парацетамол и ни в коем случае не ехать в больницу, потому что «скорее всего у вас не коронавирус, а в больнице вы точно заразитесь».
В результате врачи (семейные доктора) или отказывались принимать пациентов, т.к. не имели адекватной защиты, или принимали и тут же заражалиьс сами, оставляя тысячи пациентов без первичной помощи именно в тот самый момент нарастания эпидемии.
В результате некоторые директора домов престарелых запрещали (!) работникам носить даже простую маску (не говоря уж о других средствах защиты), чтобы «не пугать постояльцев»... А для усиления эффекта даже предоставили свободные места в своих структурах для ... больных ковидом! О последствиях всего этого, думаю, наслышаны многие...
У нас в Пьемонте, как оказалось, вообще была веселуха – по регламенту больной с симптомами должен звонить семейному врачу, тот по телефону определяет, есть ли у больного подозрение на ковид, и отправляет по мэйлу запрос на тест в райздрав – оттуда должны прислать специальную бригаду на дом взять мазок. Логично, так? За исключением одного нюанса – в обычное время медики не увлекаются эпистолярным жанром в общении с начальством, т.е. на эл. почту приходят в лучшем случае 2-3 мэйла в месяц. А тут – сотни в день! Результат – почтовый ящик моментально заполнился и ... этого никто не заметил! Больные ждут, опять звонят врачам, те – да мы отправили запрос, ждите, много больных. Пациенты ждали, врачи отправляли мэйлы, райздрав понятия не имел, что куда-то к кому-то должен ехать...
Кто-то выздоровел сам, дома. Кто-то, несмотря ни на что, поехал в больницу, и уже там смог сдать мазок. Многих так госпитализировали. Многие умерли дома. Многие – уже в больнице: время было упущено. Когда ситуация вскрылась, и тесты стали делать в бОльших количествах, было уже поздно... Некоторым больным результаты пришли в день их похорон...
Поначалу не было достаточно тестов, потом лабораторий, потом реагентов, потом ещё чего-то. Зато было достаточно паники, несогласованности, безалаберности и прочих итальянских прелестей. Маленький пример – выявили несколько больных в группе пенсионеров, отдыхавших в Лигурии. Больных изолировали, остальных проверили и заперли в отеле, потом вывезли автобусом домой. Без предупреждения, без вещей, вот кто в чём был – в том и поехал. Одну синьору даже до дома не довезли – оставили без ключей, телефона и верхней одежды в 2 часа ночи в начале улицы. Чудом она смогла от соседей дозвониться до дочери. Другая не успела взять с собой очки, лекарства и слуховой аппарат, причём даже родственникам не разрешили за ними съездить из-за страха заражения.
Большая смертность в Ломбардии, говорите? Людей убил не столько ковид, сколько неразбериха, хаос и бестолковщина итальянского руководства всех уровней.