Выделим типы фольклорных героев и определим, какова связь этих образов с русской литературой.
1. Былинный богатырь
В романе И. А. Гончарова «Обломов» создан образ обладающего большим духовным потенциалом человека – богатыря, так и не свершившего подвиг, образ «лишнего человека». Символично имя главного героя – Илья Ильич, оно напоминает нам о былинном богатыре Илье Муромце.
В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» встречаем размышления автора, упоминающего о сапоге Собакевича «исполинского размера», о том, что «в нынешнее время… на Руси начинают переводиться богатыри». Собакевич - богатырь, но не внутренне, а лишь по внешним данным (см. главу 1).
Тема богатыря поднята и в лирическом отступлении «Русь! Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека…»:
Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю. когда есть место, где развернуться и пройтись ему?
Автор размышляет о том, что «необъятный простор» России должен означать большой духовный потенциал русского человека, но, к сожалению, Чичиков, помещики, чиновники заботятся о материальном, а не о своих душах, да и народ часто темен и забит.
В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» показан образ вступившегося за честь семьи, за правду Калашникова – частного человека, противостоящего несправедливой власти.
Вспомним Савелия – «богатыря святорусского» - одного из героев поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянин Савелий стал инициатором расправы мужиков над жестоким управляющим-немцем, мужики закопали обидчика живьем в землю. Герой отбыл сорок лет на каторге и на поселении, но не сломлен духом, называет себя «клейменый, да не раб». Создан и образ народа – богатыря в труде и в терпении.
Героя-богатыря видим и в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». В этом произведении о Великой Отечественной войне автор говорит о нравственных качествах солдата Теркина так:
И такую-то махину,
Где гони, гони машину, –
Есть где ехать вдаль и вширь,
Он пешком, не вполовину,
Всю промерил, богатырь.
Богатырь не тот, что в сказке –
Беззаботный великан,
А в походной запояске,
Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски,
Коль не пьян. А он не пьян. (...)
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, –
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.
Произведение содержит героический, патриотический пафос.
2. Иван-дурак (Иван-царевич)
Образ героя, напоминающего Ивана-дурака (Ивана-царевича), определяет своеобразие романа И. А. Гончарова «Обломов», повестей и рассказов А. П. Платонова (вспомним образ Вощёва, героя повести «Котлован»; тип платоновского героя – «природный дурак»), рассказов В. М. Шукшина (типичные персонажи рассказов автора – «чудики», прочтите замечательный рассказ «Чудик»). Герои названных произведений руководствуются более сердцем, чувствами, нежели разумом, наделены высокими нравственными качествами: совестливы, не признают расчет, выгоду, не идут на компромисс с обществом.
3. Герой бытовой сатирической сказки – хитроумный бедняк или солдат
В поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» показан неунывающий, находчивый, преодолевающий любые трудности, справедливый, помогающий людям герой.
Фольклорные мотивы литературных произведений не только указывают на то, что их герои - носители коллективного сознания, народных ценностей, но и помогают создать индивидуальные, неповторимые образы персонажей. Действительно, только окунувшись в народную стихию, личность может в должной мере самоопределиться, познать себя.
Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!
По поводу помощи в подготовке к ЕГЭ и проверки сочинений обращайтесь по адресу alyatana@yandex.ru или в личном сообщении. Наталья.
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал!