Раздача GTA 5 навела вокруг Epic Games Store шуму. Получилось так эпично, что магазин 12 часов лежал из-за огромного наплыва желающих урвать себе пару копий игры. Многие возмутились и побежали в Steam, писать к игре отрицательные отзывы: «Так и так, я пять лет копил, купил, а теперь там этот Epic Games! Как так, Габен?». После раздачи GTA 5 последовала Civilization 6 - снова та же история. А в самом EGS какие отзывы? Никаких. Там до сих пор такой функции нет.
И сегодня я бы хотел поговорить не только о лаунчере EGS - хотя он то ещё... не слишком интересен для пользователя. Если кратко:
- там нет отзывов игроков - только рекомендации многоуважаемых критиков;
- нет связи с разработчикам - если в игре что-то не так, то беги в Steam, связывайся там;
- связь игроков друг с другом сведена к минимуму - точнее, её вообще нет;
- о рекомендациях не идёт и речи - в поиске игры по вкусу магазин тебе не поможет. Есть фильтры, и на том спасибо;
- сообщество, корзина для игр, да и сам дизайн - всё это отсутствует.
Как говорил Тим Суини: «Steam тоже с чего-то начинал». Начинал. Первооткрывателем, без каких-либо наработок, в 2003, когда ничего подобного вообще не было. Оставим это пока что. Углубимся в историю.
В конце 2018 года Тим Суини раскритиковал Steam и Габена за то, что их магазин берёт себе 30% с продаж игр. Через пару дней после этого появился Epic Games Store, в котором брали всего 12%. Тогда в магазине даже поисковой строки не было. Но, Суини решил двигать индустрию к светлому будущему(о чём неоднократно заявлял), и это похвально.
Через пару месяцев в релиз выходила всем нам знакомая игра - Metro Exodus. Она была обещана в Steam: игроки делали предзаказы, ждали релиз, чтобы её приобрести. Внезапно, за пару недель до релиза, EGS сообщает, что они выкупили у Deep Silver эксклюзивность Метро Исход. Поэтому в Steam его в ближайший год ждать не стоит. Кто предзаказал - поиграть смогут, на этом всё.
Людям такое не понравилось: а для чего им качать этот ужасный клиент, и покупать игру там - где даже «достижений» нет? Какого, Суини? Он заявил, что всё это сделано чисто из благородных побуждений.
"Покупка эксклюзивности - это временная мера, только так мы можем заставить этих негодяев снизить пошлину с 30% и пойти к светлому будущему".
В ответ его полили говном. Он извинился, сказал что больше так не будет. А потом передумал, и заявил:
"Когда Габен согласиться снизить процент до 12%, то и мы прекратим выкупать экслюзивность. Да ещё и свои игры в его магазин пустим".
Ах да, Epic Games - это разработчики Fortnite, забыл сказать. Суини мог болтать что угодно, потому что любому геймеру ясно: Габену насрать, и он не будет ничего менять. Это я к тому, что свою политику выкупа эксклюзивов Суини может оправдывать до тех пор, пока у него деньги не кончатся.
Интересный факт: Fortnite долгое время не выходил в Google Play. Ведь Google тоже забирает себе 30% от дохода. Глава Epic Games был полон решимости - Fortnite приносил отличную прибыль и без этого, а согласиться на жадную политику Google Суини не мог по убеждениям. От убеждений пришлось отказаться, когда прибыль с Fortnite просела на 25%. При этом другие компании спокойно забирали миллионы с андроид-площадки (Call of Duty, PUBG), так что пришлось соглашаться на 30% - теперь в Fortnite могут поиграть все. Бедняга Тим. Пришлось гнуться.
После Метро был небольшой казус с Borderlands 3, эксклюзивность которого Epic Games тоже приобрела на пол года. Epic Games Store была назначена огромная распродажа, под которую попал предзаказ Borderlands 3 - который тогда ещё только собирался выйти в релиз. Конечно, 2K Games быстро отреагировала и убрала возможность покупки игры, ибо получалось слишком щедро. Ведь на консолях никто никому скидок не давал, да и вообще такая практика не имеет смысла.
Тогда же в EGS вышли кино-экслюзивы с консолей: Heavy Rain, Beyond: Two Souls и Detroit. И вот за эти экслюзивы Тиму стоит пожать руку. Правда, как покажет следующий эпизод - бедняги так и не вошли в список самых продаваемых игр Epic Games Store. Так же пользователи жаловались, что багов многовато. Теперь всю троицу выпускают в Steam, хотя годовую эксклюзивность выдержали не все.
А, ещё дорожная карта! В марте Epic Games выложили в сеть дорожную карту, в которой показали все свои грядущие планы вместе с датами.
Но что-то пошло не так, и уже к августу многие обещания оказались не выполнены. Пришлось отказываться от этой затеи и убирать все точные даты обновлений. Теперь просто "появится в будущем".
В добавку к этому, всё в том же 2019 году EGS был замечен за шпионажем. Программа следила за вашими покупками в Steam, следила за любыми другими активностями в приложении Valve и копалась в файлах сохранений. Немного похоже на вирус, не правда ли?
В Epic Games заявили, что информация эта была строго засекречена, и никуда дальше вашего компьютера не уходила. Но можно ли доверять словам этой компании?
И вот Epic Games Store публикует результаты за 2019 год.
Пользователем считался каждый аккаунт, на котором есть одна платная, или бесплатная игра. Как думаете, сколько из них имеют на своём аккаунте только Fortnite? Да и бесплатные игры Epic Games Store начал раздавать с июня 2019.
После сайтом PlayTracker были опубликован список самых продаваемых игр в Epic Games Store.
Да, сюда вошла индюха про гуся, но не вошёл не один из тех самых эксклюзивов с консолей. Понятно, почему их теперь так скоренько хотят в Steam выпустить. Хоть кто-то купит. Исходя из этих публикаций, EGS за 2019 заработал всего несколько десятков миллионов долларов. Около 30. И это ещё не понятно, сколько они за эксклюзивы издателям задонатили.
Их будущий список эксклюзивов тоже не спешит радовать. Игры в нём не интересные. Сплойлер: игра по Хищнику - говно.
Но ладно деньги - сам магазин так и остался дико неудобным и практически не обновился в плане интерфейса. Вы скажете: «ну что ты к этим отзывам прицепился? Нет их - и ладно. Игры покупать можно - ок». Объясню: Тим Суини говорил, что их магазин, в отличие от Steam не будет кишить всякими тупыми индюхами от недоразработчиков. Каждую игру они будут фильтровать сами. Всех разработчиков с хорошими проектами они будут поддерживать.
Окей. Шедевров от этого симбиоза всё ещё не получилось, но даже те игры, которые вышли в Epic Games Store - они не могут получить какой-либо критики от игроков, потому что на всех игроках в Эпическом магазине висит мут. Разработчики не могут получить отзывов о своей игре - а ведь для них это очень важно. Обратная связь важна.
Вот пример: игра Hades. Временный экслюзив Epic Games Store, который по прошествии этой эксклюзивности должен был выйти из раннего доступа. Из экслюзивности вышел - из раннего доступа нет. Ребята тут же свалили в Steam, написав там, что в первую очередь для них важен именно фидбек - за отсутствием оного в Epic Games Store они не могли выйти в релиз. Да ещё и сама игра в Steam стоила первое время на 150 рублей дешевле. Странно, ведь в Steam дерут на 18% больше. -_-
Почему EA сейчас возвращается в Steam, почему Fallout 76 вышел в Steam, почему там некоторые инди-проекты всё-таки имеют шанс перерасти во что-то большее? Да потому что Steam - это площадка, которая заточена под удобство пользователей в первую очередь, и так же она заточена под удобство издателей. Но на первом месте всегда должны быть игроки - ведь именно они платят деньги.
Да, Steam отбирает 30%, но предлагает аудиторию, предлагает площадку с огромным функционалом, который строился годами, строился без каких-либо ориентиров. Габен, которого так усердно критикует Тим Суини, прошёл серьёзный путь, заманивал издателей в свой магазин ещё тогда, когда ПК индустрия находилась в упадке. И да, в частности благодаря Steam она снова идёт на подъём.
А что сделал Тим Суини, который постоянно говорит о «спасении индустрии»? Заработал денег на Fortnite, сделал отвратительный и неудобный магазин. Вставил туда 12%. Приходите, разработчики, делайте игры, выпускайте. Кто-нибудь и купит. Что-то не идут. Да и большие издатели тоже не торопятся. А зачем? Вот если заплатят за эксклюзивность, то можно. А за бесплатно и в Steam хорошо.
Что на счёт бесплатных игр? Да, Epic Games сейчас разошлись не на шутку. Библиотека игрока, который забирал каждую игру уже стоит больше 2000 долларов. Сколько отвалили на это сами Эпики и представить сложно. Это даёт результаты, и магазин сейчас на слуху. Но в моём представлении, это работает как очень прожорливая печь. Пока в неё бросают дрова - огонь будет. Но стоит перестать - потухнет. Если они за это время не улучшат функционал магазина, если не обратят внимание на пользователя, то потухнет быстро.
Не будем забывать, что Steam тоже подарил нам не мало бесплатных игр. Дело в том, что там это решают сами издатели - делать им игру на такое-то время бесплатной, или нет. Не будем забывать про все бесплатные выходные, про огромное колличество скидок, и - в который раз - про удобный сервис. Который они сейчас начали улучшать дальше. И магазин очень сильно почистили от всего инди трэша. Не спорю, в этом плане Тим Суини мог оказать на них некоторое ускоряющее действие.
А что на счёт "спасения индустрии"? Уж кто-кто, а Epic Games Store вряд ли её спасает. Скорее наоборот. В этом плане есть прекрасный пример - GOG GALAXY. Да, те самые парни из CD Projekt хотят объединить все ваши библиотеки в одном приложении. Вот тут речь идёт об удобстве пользователей, тут никто ничего выкупать не хочет. Они и Cyberpunk 2077 выпускают на всех площадках - играйте люди, где хотите. Пожелаем им удачи.
А так - ждём следующего отчёта Epic Games Store. Интересно будет посмотреть, на сколько их магазин «вырос» за счёт раздачи GTA 5. Конкуренция - это хорошо. Конкуренция в качестве. Но по качеству Epic Games Store ещё очень далеко до Steam.
Спасибо за внимание.