Найти тему

ЧТО НЕ ТАК С "БОГЕМСКОЙ РАПСОДИЕЙ"?

Понимаю, что писать разбор фильма почти через два года после его выхода - занятие аморальное, но на то есть свои причины. Я ждал, пока уляжется ажиотаж вокруг ленты, когда она соберёт все свои положенные премии, когда поутихнет восторг её фанатов и недовольство её противников. Наконец-то о "Богемской рапсодии" можно поговорить в спокойной обстановке.

Постер фильма
Постер фильма

Помню, как обрадовался выходу фильма. Группу "Queen" я люблю практически с детства, и выход целого байопика о любимых музыкантах вызывал бурю восторга. В июле 2018-го вышел полноценный трейлер фильма, а уже в ноябре, на следующий день после премьеры вместе со своей дамой сердца я побежал в кино.

Фильм настолько же понравился мне, насколько и не понравился... да, он вызвал во мне столь противоречивые чувства, что очень долго я не решался их в полной мере выражать. Прочитав рецензии профессиональных критиков, а также мнения простых зрителей, я понял, что не одинок. Пересмотрев картину ещё пару-тройку раз, я окончательно разобрал всё по полочкам, и теперь готов поговорить с вами о том, что не так с "Богемской рапсодией" и почему её всё-таки не грех пересмотреть.
Абсолютное большинство зрителей приняло фильм на"ура". Но спустя некоторое время многие из них признались, что их подкупила великолепная музыка "Queen", и на сам фильм они обратили довольно мало внимания. Что ж, я тоже люблю их музыку (постоянным читателям моего канала знакома эта моя страсть), однако даже она не усыпила меня во время просмотра фильма и дальнейшего его обсуждения всё с той же дамой сердца.

Вот два, на мой взгляд, крупных минуса картины, которые перевешивают множество её плюсов:

Сюжет и сценарий. Пожалуй, главное слабое место фильма - это его сюжетное наполнение. По ходу просмотра у меня постепенно складывалось впечатление, что сценарий писал либо человек неопытный, либо ничего не понимающий в жанре байопика. Был и третий вариант: творческая группа фильма так и не пришла к общему мнению ни по одному поставленному вопросу.
В самом начале (опустим пролог под песню "Somebody to love") фильм берёт достаточно бодрый темп. Буквально за полчаса мы пролетаем по всей ранней истории группы, но ближе к середине картина резко проседает и ко времени нагнетания основного конфликта - выбора Меркьюри сольной карьеры - фильм становится невероятно скучно смотреть. Ещё несколько весёлых минут - и финальная сцена реконструированного фестиваля Live Aid, который снова тормозит действие. Включение в финал полноценного клипа на песню "Don't stop me now" - довольно странное художественное решение. Логичнее было бы включить нарезку из выступлений настоящей группы (
наподобие клипа на песню "The Show Must Go On").

-2

Помимо этого, главные конфликты фильма не на чём не основаны, кроме, конечно, фантазии сценаристов. К 1985 году собственными альбомами обзавелись уже два участника группы - гитарист Брайан Мэй и ударник Роджер Тейлор - поэтому из решения Фредди заняться сольной карьерой не могло выйти скандала. Тема ВИЧ в фильме так же, что называется, от балды: о своём положительном ВИЧ-статусе Меркьюри узнал только в 1987-м, то есть - через два года после окончания действия событий фильма.
Конечно, "Рапсодия" не является документальным фильмом, и искажение правды из соображений художественности имеет место. Однако всему есть предел. Одно дело искажать небольшие, малозначимые или просто невыразительные факты и совсем другое - строить на вымысле весь фильм, прикидывающийся биографическим. Мне почему-то кажется, что байопик - на то и байопик, чтобы отражать (хотя бы наполовину) подлинные проблемы и переживания прототипов своих героев. Конечно, есть фильмы, основанные на биографиях известных людей, в которых, так или иначе, вымысел превалирует над истиной, однако такие фильмы не называют байопиками. Яркий тому пример - короткометражка "Эта замечательная жизнь Франца Кафки", где чешский писатель фигурирует наравне со своими персонажами.

Малек - далеко не Меркьюри. Да, этот пункт обвинения может звучать как банальная придирка, однако дальше я постараюсь его как можно лучше обосновать.
Поймите, у меня нет никаких претензий к игре Рами Малека, к его актёрской работе. Он отлично скопировал поведение рок-кумира, его манеру говорить и двигаться. Однако совершенно очевидно, что Рами чисто физически не дотягивает до Фредди Меркьюри. К тому же, у них с певцом совершенно разные типажи лица - ничто, кроме восточного происхождения, их не роднит. И эта чужеродность заставляла при первом просмотре на манер Станиславского шептать: "Не верю..."
Есть ещё один весьма примечательный факт, связанный с внешностью Малека.

Жаль, что из проекта выбыл Саша Барон Коэн, из которого получился бы превосходный Фредди Меркьюри. У него и фактура схожа с фактурой солиста "Queen", да и харизмы побольше, чем у Малека.

Теперь необходимо сказать о плюсах картины, ведь их довольно много, к тому же надо несколько успокоить фанатов картины, которым, наверное, показалось, что я уж слишком напустился на их любимый фильм.

Постановка. Уж и не знаю чья тут заслуга - Брайана Сингера, начинавшего снимать фильм, или же Декстера Флетчера, который фильм заканчивал после увольнения Сингера - но фильм превосходен и почти идеален с точки зрения постановки. Работа оператора, игра с цветом и светом, отличные декорации и костюмы - всё это создаёт потрясающий киномир, которым нельзя не заразиться.
Отдельно хотелось бы поговорить о реконструкции фестиваля Live Aid. Пусть его появление в финале картины не то чтобы хорошо оправдано драматургически, но нельзя не отметить просто титаническую работу всей съёмочной группы над этим эпизодом.

Подбор актёров. Если не считать некоторую промашку с главным героем, все остальные исполнители подобраны просто идеально. Мало того, что они похожи на своих прототипов, так ещё и превосходно сыграли. Особенно меня порадовали Гвилим Ли, исполнивший роль Брайана Мэя, Джозеф Маццелло, сыгравший басиста группы Джона Дикона, а также Эйден Гиллен в роли Джона Рида и Том Холландер в роли Джима Бича. А Люси Бойтон за роль подруги Меркьюри Мэри Остин я бы дал номинацию на "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана. По дикой несправедливости, Американская Киноакадемия обошла её стороной.

Несмотря на все свои недостатки, "Богемская рапсодия" - это очень позитивный фильм. Это большой рок-н-ролльный праздник, напомнивший человечеству о существовании великой музыки группы "Queen". В рядах фанатов их творчества прибыло, и прибыло не хило! Всколыхнулись и другие киноделы - жанр музыкального байопика пережил настоящий ренессанс: уже вышли фильмы о сэре Элтоне Джоне и группе "Mötley Crüe", готовятся фильмы о Дэвиде Боуи, Селин Дион и Элвисе Пресли.
Кроме того, именно съёмки фильма свели вместе Рами Малека и Люси Бойтон, которые стали парой, и продолжают встречаться по сей день. Кто знает - может быть, в лоне "Рапсодии" родилась новая крепкая семья?

Но даже из-за этого я могу закрыть глаза на серьёзные недостатки фильма - столь серьёзные, что многие кинокритики, в том числе, очень уважаемый мною Антон Долин, признали "Богемскую рапсодию" картиной неудачной. Я не буду столь безжалостным в своих оценках и поставлю большому рок-н-ролльному празднику 7 из 10.

-5