Понимаю, что писать разбор фильма почти через два года после его выхода - занятие аморальное, но на то есть свои причины. Я ждал, пока уляжется ажиотаж вокруг ленты, когда она соберёт все свои положенные премии, когда поутихнет восторг её фанатов и недовольство её противников. Наконец-то о "Богемской рапсодии" можно поговорить в спокойной обстановке.
Помню, как обрадовался выходу фильма. Группу "Queen" я люблю практически с детства, и выход целого байопика о любимых музыкантах вызывал бурю восторга. В июле 2018-го вышел полноценный трейлер фильма, а уже в ноябре, на следующий день после премьеры вместе со своей дамой сердца я побежал в кино.
Фильм настолько же понравился мне, насколько и не понравился... да, он вызвал во мне столь противоречивые чувства, что очень долго я не решался их в полной мере выражать. Прочитав рецензии профессиональных критиков, а также мнения простых зрителей, я понял, что не одинок. Пересмотрев картину ещё пару-тройку раз, я окончательно разобрал всё по полочкам, и теперь готов поговорить с вами о том, что не так с "Богемской рапсодией" и почему её всё-таки не грех пересмотреть.
Абсолютное большинство зрителей приняло фильм на"ура". Но спустя некоторое время многие из них признались, что их подкупила великолепная музыка "Queen", и на сам фильм они обратили довольно мало внимания. Что ж, я тоже люблю их музыку (постоянным читателям моего канала знакома эта моя страсть), однако даже она не усыпила меня во время просмотра фильма и дальнейшего его обсуждения всё с той же дамой сердца.
Вот два, на мой взгляд, крупных минуса картины, которые перевешивают множество её плюсов:
Сюжет и сценарий. Пожалуй, главное слабое место фильма - это его сюжетное наполнение. По ходу просмотра у меня постепенно складывалось впечатление, что сценарий писал либо человек неопытный, либо ничего не понимающий в жанре байопика. Был и третий вариант: творческая группа фильма так и не пришла к общему мнению ни по одному поставленному вопросу.
В самом начале (опустим пролог под песню "Somebody to love") фильм берёт достаточно бодрый темп. Буквально за полчаса мы пролетаем по всей ранней истории группы, но ближе к середине картина резко проседает и ко времени нагнетания основного конфликта - выбора Меркьюри сольной карьеры - фильм становится невероятно скучно смотреть. Ещё несколько весёлых минут - и финальная сцена реконструированного фестиваля Live Aid, который снова тормозит действие. Включение в финал полноценного клипа на песню "Don't stop me now" - довольно странное художественное решение. Логичнее было бы включить нарезку из выступлений настоящей группы (наподобие клипа на песню "The Show Must Go On").
Помимо этого, главные конфликты фильма не на чём не основаны, кроме, конечно, фантазии сценаристов. К 1985 году собственными альбомами обзавелись уже два участника группы - гитарист Брайан Мэй и ударник Роджер Тейлор - поэтому из решения Фредди заняться сольной карьерой не могло выйти скандала. Тема ВИЧ в фильме так же, что называется, от балды: о своём положительном ВИЧ-статусе Меркьюри узнал только в 1987-м, то есть - через два года после окончания действия событий фильма.
Конечно, "Рапсодия" не является документальным фильмом, и искажение правды из соображений художественности имеет место. Однако всему есть предел. Одно дело искажать небольшие, малозначимые или просто невыразительные факты и совсем другое - строить на вымысле весь фильм, прикидывающийся биографическим. Мне почему-то кажется, что байопик - на то и байопик, чтобы отражать (хотя бы наполовину) подлинные проблемы и переживания прототипов своих героев. Конечно, есть фильмы, основанные на биографиях известных людей, в которых, так или иначе, вымысел превалирует над истиной, однако такие фильмы не называют байопиками. Яркий тому пример - короткометражка "Эта замечательная жизнь Франца Кафки", где чешский писатель фигурирует наравне со своими персонажами.
Малек - далеко не Меркьюри. Да, этот пункт обвинения может звучать как банальная придирка, однако дальше я постараюсь его как можно лучше обосновать.
Поймите, у меня нет никаких претензий к игре Рами Малека, к его актёрской работе. Он отлично скопировал поведение рок-кумира, его манеру говорить и двигаться. Однако совершенно очевидно, что Рами чисто физически не дотягивает до Фредди Меркьюри. К тому же, у них с певцом совершенно разные типажи лица - ничто, кроме восточного происхождения, их не роднит. И эта чужеродность заставляла при первом просмотре на манер Станиславского шептать: "Не верю..."
Есть ещё один весьма примечательный факт, связанный с внешностью Малека.
Жаль, что из проекта выбыл Саша Барон Коэн, из которого получился бы превосходный Фредди Меркьюри. У него и фактура схожа с фактурой солиста "Queen", да и харизмы побольше, чем у Малека.
Теперь необходимо сказать о плюсах картины, ведь их довольно много, к тому же надо несколько успокоить фанатов картины, которым, наверное, показалось, что я уж слишком напустился на их любимый фильм.
Постановка. Уж и не знаю чья тут заслуга - Брайана Сингера, начинавшего снимать фильм, или же Декстера Флетчера, который фильм заканчивал после увольнения Сингера - но фильм превосходен и почти идеален с точки зрения постановки. Работа оператора, игра с цветом и светом, отличные декорации и костюмы - всё это создаёт потрясающий киномир, которым нельзя не заразиться.
Отдельно хотелось бы поговорить о реконструкции фестиваля Live Aid. Пусть его появление в финале картины не то чтобы хорошо оправдано драматургически, но нельзя не отметить просто титаническую работу всей съёмочной группы над этим эпизодом.
Подбор актёров. Если не считать некоторую промашку с главным героем, все остальные исполнители подобраны просто идеально. Мало того, что они похожи на своих прототипов, так ещё и превосходно сыграли. Особенно меня порадовали Гвилим Ли, исполнивший роль Брайана Мэя, Джозеф Маццелло, сыгравший басиста группы Джона Дикона, а также Эйден Гиллен в роли Джона Рида и Том Холландер в роли Джима Бича. А Люси Бойтон за роль подруги Меркьюри Мэри Остин я бы дал номинацию на "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана. По дикой несправедливости, Американская Киноакадемия обошла её стороной.
Несмотря на все свои недостатки, "Богемская рапсодия" - это очень позитивный фильм. Это большой рок-н-ролльный праздник, напомнивший человечеству о существовании великой музыки группы "Queen". В рядах фанатов их творчества прибыло, и прибыло не хило! Всколыхнулись и другие киноделы - жанр музыкального байопика пережил настоящий ренессанс: уже вышли фильмы о сэре Элтоне Джоне и группе "Mötley Crüe", готовятся фильмы о Дэвиде Боуи, Селин Дион и Элвисе Пресли.
Кроме того, именно съёмки фильма свели вместе Рами Малека и Люси Бойтон, которые стали парой, и продолжают встречаться по сей день. Кто знает - может быть, в лоне "Рапсодии" родилась новая крепкая семья?
Но даже из-за этого я могу закрыть глаза на серьёзные недостатки фильма - столь серьёзные, что многие кинокритики, в том числе, очень уважаемый мною Антон Долин, признали "Богемскую рапсодию" картиной неудачной. Я не буду столь безжалостным в своих оценках и поставлю большому рок-н-ролльному празднику 7 из 10.