Из общения с коллегами: « Один из основных принципов онлайн обучения - Доступность 24/7»
Для онлайн обучения - да. Если это - онлайн курс, где каждый выбирает удобное для себя время прохождения курса, просматривает видео, читает тексты, выполняет задания, общается в форуме. Синхрона нет, никто не привязан ко времени суток и личному общению.
Для дистанта и синхронного взаимодействия с учителем - нет, как и для очного обучения нет!
Учитель не должен быть в доступе 24/7.
Это не героизм, это абсурд и отсутствие культуры цифрового общения!
Что делать?
Регламентировать время ответов на письма, общения в чатах, время звонков. Приобщать всех (коллег, друзей, учеников и родителей) к цифровой вежливости.
Это не дань моде, а реальная необходимость, цифровая культура, уважение.
Цифровая вежливость (или этикет, ещё иногда нетикет) - это не только отсутствие нецензурной брани. И это то, чему нужно учиться каждому из нас.
📌Принцип первый. Соблюдение личных границ.
Мы в реальной жизни не ходим друг к другу в гости без приглашения. И тем более, чтобы написать какую-нибудь гадость на стене около двери или накричать и оскорбить (если считаем себя адекватным человеком).
Личные страницы в социальных сетях важны не меньше реальных. В сети появляется понятие цифровых границ, которые тоже нужно соблюдать. Вы приходите на личную страницу с чем?
📌 Принцип второй. Экономим ресурсы друг друга (время, силы, деньги).
Есть хорошее утверждение из десяти правил практической жизни, которые Джефферсон оставил своему сыну: «Никогда не беспокой другого для того, что можешь сделать сам».
Для деловой переписки официальные каналы коммуникации.
Для частной переписки - каналы неформального общения (соц.сети, мессенджеры).
Деловая переписка только в рабочее время! Алгоритмы прорабатываем, оговариваем, озвучиваем.
Учитель не отправляет домашнее задание после,например, 16-00. Дети не присылают выполненные задания учителю позже, например, 21-00 (вопрос договорённостей).
Все коммуникации учителя и учащихся в заранее определённое время. Исключение - форс-мажор (с описанием какие случаи и какие способы коммуникации).
Например,
«Вся переписка по электронной почте. В мессенджерах (чат класса) - информирование всех родителей. Личная переписка в чате или звонок - в экстренных случаях».
«Я не проверяю почту после 21-00».
«По субботам я работаю, можно писать и звонить. В воскресенье я вне доступа».
«Мне удобнее общаться по телефону (смс или звонок).
То есть три основных вопроса, которые обсуждаем и договариваемся:
1. Доступный канал связи;
2. Допустимое время для связи;
3. Экстренный канал связи.
Самое простое правило, которому хорошо бы следовать - всегда писать в письмах тему. Ссылаться на автора, а не просто копировать.
📌Принцип третий. Уважение собеседников.
Мы с детства учим детей говорить «спасибо» и «пожалуйста». Очевидно, что уважение проявляется и в сетевом общении.
В письмах кнопки «ответить» и «ответить всем» - это разные кнопки.
Капслок воспринимается как крик. Не повышайте голос на собеседника в переписке.
Трижды подумайте прежде чем отправить стикер, эмоджи или гифку коллеге, с которым вы близко не знакомы. Это может быть воспринято собеседником как фамильярность. Вообще отдельно нужно про письменную коммуникацию поговорить.
Где почитать? «Цифровой этикет». О.Лукинова, например.
🔹В дополнение несколько правил нетикета от Вирджинии Ши:
1. Ваш виртуальный знакомец — живой человек! Помните, что вы разговариваете не с компьютером, а с живым человеком.
2. В Интернете соблюдайте ту же манеру поведения, что и в своей повседневной жизни.
3. Постарайтесь разобраться с правилами сообщества, в котором очутились, прежде, чем проявлять активность. Учитывайте, где вы находитесь. На разных площадках разные правила, на разных страницах тоже.
4. Не отнимайте время у других пользователей, если они не изъявляют желания с вами контактировать.
5. Не забывайте о своей репутации.
6. Оказывайте посильную помощь другим пользователям, если это в ваших силах. Делитесь вашим опытом и знаниями, указывайте авторство при цитировании.
7. Избегайте конфликтов. Не спешите встревать в ссоры, то и дело возникающие в процессе обсуждений в разных интернет-сообществах. Поберегите свои и чужие нервы.
8. Проявляйте уважение к чужой личной жизни. Не публикуйте выдержки из личной переписки, личные данные, без согласования.
9. Не стоит злоупотреблять большими возможностями, которые дает Интернет.
❗️Это то, с чего бы я начала новый учебный год. И чем бы закончила этот.
Поговорить о цифровой вежливости, сформировать свой кодекс правил совместно с детьми и родителям.
А ещё лучше - создать цифровой кодекс вежливости школы.