Найти в Дзене

Цифровая вежливость

Из общения с коллегами: « Один из основных принципов онлайн обучения - Доступность 24/7»

Для онлайн обучения - да. Если это - онлайн курс, где каждый выбирает удобное для себя время прохождения курса, просматривает видео, читает тексты, выполняет задания, общается в форуме. Синхрона нет, никто не привязан ко времени суток и личному общению. 

Для дистанта и синхронного взаимодействия с учителем - нет, как и для очного обучения нет! 

Учитель не должен быть в доступе 24/7. 

Это не героизм, это абсурд и отсутствие культуры цифрового общения! 

Что делать? 

Регламентировать время ответов на письма, общения в чатах, время звонков. Приобщать всех (коллег, друзей, учеников и родителей) к цифровой вежливости. 

Это не дань моде, а реальная необходимость, цифровая культура, уважение. 

Цифровая вежливость (или этикет, ещё иногда нетикет) - это не только отсутствие нецензурной брани. И это то, чему нужно учиться каждому из нас. 

📌Принцип первый. Соблюдение личных границ. 

Мы в реальной жизни не ходим друг к другу в гости без приглашения. И тем более, чтобы написать какую-нибудь гадость на стене около двери или накричать и оскорбить (если считаем себя адекватным человеком). 

Личные страницы в социальных сетях важны не меньше реальных. В сети появляется понятие цифровых границ, которые тоже нужно соблюдать. Вы приходите на личную страницу с чем? 

Фото из интернета
Фото из интернета

📌 Принцип второй. Экономим ресурсы друг друга (время, силы, деньги). 

Есть хорошее утверждение из десяти правил практической жизни, которые Джефферсон оставил своему сыну: «Никогда не беспокой другого для того, что можешь сделать сам». 

Для деловой переписки официальные каналы коммуникации. 

Для частной переписки - каналы неформального общения (соц.сети, мессенджеры).

Деловая переписка только в рабочее время! Алгоритмы прорабатываем, оговариваем, озвучиваем. 

Учитель не отправляет домашнее задание после,например, 16-00. Дети не присылают выполненные задания учителю позже, например, 21-00 (вопрос договорённостей). 

Все коммуникации учителя и учащихся в заранее определённое время. Исключение - форс-мажор (с описанием какие случаи и какие способы коммуникации). 

Например, 

«Вся переписка по электронной почте. В мессенджерах (чат класса) - информирование всех родителей. Личная переписка в чате или звонок - в экстренных случаях». 

«Я не проверяю почту после 21-00».

«По субботам я работаю, можно писать и звонить. В воскресенье я вне доступа». 

«Мне удобнее общаться по телефону (смс или звонок). 

То есть три основных вопроса, которые обсуждаем и договариваемся: 

1. Доступный канал связи;

2. Допустимое время для связи;

3. Экстренный канал связи. 

Самое простое правило, которому хорошо бы следовать - всегда писать в письмах тему. Ссылаться на автора, а не просто копировать.

Фото из интернета
Фото из интернета

📌Принцип третий. Уважение собеседников.

Мы с детства учим детей говорить «спасибо» и «пожалуйста». Очевидно, что уважение проявляется и в сетевом общении. 

В письмах кнопки «ответить» и «ответить всем» - это разные кнопки. 

Капслок воспринимается как крик. Не повышайте голос на собеседника в переписке.

Трижды подумайте прежде чем отправить стикер, эмоджи или гифку коллеге, с которым вы близко не знакомы. Это может быть воспринято собеседником как фамильярность. Вообще отдельно нужно про письменную коммуникацию поговорить. 

Фото из интернета
Фото из интернета

Где почитать? «Цифровой этикет». О.Лукинова, например. 

🔹В дополнение несколько правил нетикета от Вирджинии Ши:

1. Ваш виртуальный знакомец — живой человек! Помните, что вы разговариваете не с компьютером, а с живым человеком. 

2. В Интернете соблюдайте ту же манеру поведения, что и в своей повседневной жизни.

3. Постарайтесь разобраться с правилами сообщества, в котором очутились, прежде, чем проявлять активность. Учитывайте, где вы находитесь. На разных площадках разные правила, на разных страницах тоже. 

4. Не отнимайте время у других пользователей, если они не изъявляют желания с вами контактировать.

5. Не забывайте о своей репутации.

6. Оказывайте посильную помощь другим пользователям, если это в ваших силах. Делитесь вашим опытом и знаниями, указывайте авторство при цитировании. 

7. Избегайте конфликтов. Не спешите встревать в ссоры, то и дело возникающие в процессе обсуждений в разных интернет-сообществах. Поберегите свои и чужие нервы. 

8. Проявляйте уважение к чужой личной жизни. Не публикуйте выдержки из личной переписки, личные данные, без согласования.

9. Не стоит злоупотреблять большими возможностями, которые дает Интернет. 

❗️Это то, с чего бы я начала новый учебный год. И чем бы закончила этот. 

Поговорить о цифровой вежливости, сформировать свой кодекс правил совместно с детьми и родителям. 

А ещё лучше - создать цифровой кодекс вежливости школы.