Раньше я уже рассказывал о том, какие фильмы и сериалы заполнили телеканалы в дни празднования Победы. Теперь хочу поделиться впечатлением от нового фильма о войне под название «Дед Морозов», появившегося на телеэкране в эти дни.
Меня заинтересовал главный герой фильма. Ещё бы, реальный, не выдуманный киношниками Николай Александрович Морозов, в молодости был не просто членом, а одним из создателей и руководителей революционной организации «Народная воля», одним из проповедников террора, провёл в заключении в Петропавловке и Шлиссельбурге тридцать лет, не только не сошёл с ума в одиночном заключении, но победил страшные болезни. В тюрьме написал 26 томов рукописей на разные темы: по химии, физике, математике, астрономии, философии, авиации. Писал стихи, после освобождения вышли два стихотворных сборника, а также фантастические рассказы. В застенках сам вылечил себя от туберкулёза, что и на свободе считалось в ту пору чудом. В заключении выучил 11 языков (не как большинство из нас - «со словарём»). Кругозор и знания сравнимы с интересами и знаниями Леонардо да Винчи либо Михайло Ломоносова. Был знаком с Марксом, Лениным, Толстым, его хорошо знал и уважал Сталин. Почётный академик АН СССР. Одним словом, уникальный человек.
И вот на экраны вышел фильм об этом человеке, роль которого в старости сыграл Аристарх Ливанов, а молодого – неведомый мне Николай Шестак. Сразу хочу заметить, что сам фильм и образ главного героя проигрывают старому, советских времён фильму «Депутат Балтики», в котором молодой в ту пору Николай Черкасов блестяще сыграл пожилого профессора Полежаева, прототипом которому послужил заслуженный профессор Климент Тимирязев. У Черкасова и образ интересней, живее, и сам сюжет более цельный, напряженный, событийный (хоть и не о войне рассказывает).
Прекрасно понимаю трудности авторов «Деда Морозова». Что у них было для создания фильма? Лишь несколько строчек в энциклопедии или в Википедии с перечислением фактов из жизни Морозова. А на их основе авторам предстояло сделать фильм. Вот они и стали довыдумывать события, якобы случившиеся в жизни героя. Главное из которых – участие в войне восьмидесятисемилетнего старика в качестве снайпера. Этим придумыванием киношного оживляжа к реальным событиям авторы, на мой взгляд, и загубили попытку снять хорошее кино про уникального, выдающегося Человека. Приплели всё то, что не раз уже было на экране за последние тридцать лет и без чего не обходится ни один российский фильм на военную тему.
Тут и дуболом-комиссар, и прибывшие на подкрепление уголовники, которых старик ставит на место, виртуозно ботая на фене (где только этому научился политзаключённый, сидевший в тюремных одиночках?). Авторы придумали для бывшего революционера и террориста слова о том, что Россия жила до большевиков, живёт при них, будет жить и после большевиков. Как будто предвидел (благодаря авторам), крушение советской власти. У реального Морозова, кстати, было два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.». Так что, сильно подозреваю, что слова о России без большевиков придуманы авторами на потребу нынешним властям.
Не обошлось и без специально приглашённого для охоты на Морозова, уничтожившего за месяц пребывания на передовой с десяток немцев, суперснайпера–эсэсовца. Это у Людмилы Павлюченко с её счётом убитых немцев за три сотни был специально для неё приглашённый охотник-фашист. У Василия Зайцева с убитыми им за месяц с небольшим в Сталинграде 225 оккупантами был свой персональный противник-снайпер. А тут… Но для сюжета сойдёт. Хотя странные «почести» для человека, при первой испытательной стрельбе не сумевшего даже в банку попасть с тридцати метров.
Здесь и изнасилование уголовником медсестры, и пленение сонных бойцов немцами. Тут же перерождение того самого уголовника, только что расстрелявшего по приказу немцев комиссара и старшину, во влюблённого рыцаря, принявшего бой с нацистами и героически погибающего. Авторы придумали и подвиги старика при освобождении из этого непродолжительного плена. Но кульминацией фильма стала снайперская дуэль между Морозовым и фашистским снайпером в стенах полуразрушенного… храма. Как же без этого. С колоколом, в который рикошетят пули, извлекая печальный колокольный стон.
Нагромоздив столько событий, авторы не оставили времени на раскрытие ни главного образа, ни всех остальных ролей. Всё сделано по клиповой системе, впопыхах. Всё для нагнетания напряжёнки. И вскользь обо всём и обо всех. Не успели зрители ни привыкнуть, ни вжиться, может, и полюбить героев, а тут бац! и конец. «Командировка» деда Морозова на фронт закончилась. И опять же, как водится, фильм заканчивается титрами, из которых явствует, что главный герой – реальный человек, который умер в 1946 году, прожив 92 года. После этих титров зрители по мысли авторов, наверное, должны поверить, что всё увиденное ими – правда. Не знаю, как другим, а мне не поверилось.
Вскоре, переключая каналы в поисках хоть чего-то, что можно смотреть, я случайно на церковном канале «Спас» увидел заключительную часть старого советского фильма «Повесть о настоящем человеке». Стал смотреть не раз виденное. И меня проняло. До слёз. И что интересно, руководители, повторяю, церковного или православного канала не боятся, в отличие от других, показывать те фильмы, в которых прослеживается возвеличивание советской истории. Вот и в этом фильме не раз звучит: «ты же советский человек». Звучит, как высшая оценка моральных, нравственных качеств живших в СССР людей.
Подписка, лайки и комментарии – на усмотрение читателей.