С этой проблемой сталкивался, наверное, каждый, кто хоть раз задумывался о поиске работы. Правда, не все кандидаты находят в составлении резюме что-то сложное, и уж тем более, вряд ли считают это проблемой для себя, как я уже назвала это ранее. А зря. Я могу целый роман написать не просто про ошибки в резюме, а про серьезные конфузы. И название будет какое-нибудь "Веселые шуточки от соискателей" или "Как насмешить рекрутера". Так что, надеюсь, моя статья будет как раз полезна и тем, кто серьезно подошел к вопросу написания резюме, и к тем, кто сейчас отпустил легкий смешок в мою сторону.
"Фотография 9*12, с красивой подписью на память". Первый вопрос, который стоит задать, а нужна ли она вообще. Все зависит от должности, на которую претендует кандидат. Если вы рассматриваете вакансии личного помощника, руководителялюбого уровня и направления, менеджера по продажам и т.д. (в общем, все те должности, которые требуют постоянного общения с людьми), то да. Если вы работаете уединно или просто в узком коллективе, то фотография обязательной не является. Не является она обязательной и в том случае, если весь ваш набор фото координально отличается от вашего истинного лица. И в жизни вы, конечно, само обаяние и милота. Можно, конечно, постараться специально сфотографиться, но здесь необходимо обращать внимание на следующие правила:
- Фон (спокойный, без посторонних предметов за спиной). На фото с людьми и домашними животными на заднем фоне, природу, море, просто квартирную обстановку налагается строгое табу. Лучший вариант либо офис, либо голые однотонные стены.
- Одежда. Помните, вы устраиваетесь на работу, а не идете на свидание или прогулку. И вид должен быть соответствующий. В большинстве компаний принят хотя бы не строгий, но дресс-код. Соответственно, и фотография должна быть в аналогичном образе. Если у вас должность предполагает демократичный стиль одежды, то безусловно, здесь могут быть некоторые послабления. Также, если вы представитель профессии, где работают в униформе, то разумнее в ней и фотографироваться. Категорически не приемлимы фото в свадебном платье или костюме с этого же мероприятия, совсем без одежды (не смейтесь, я и такое видела) или нижнем белье, в спортивном костюме, в шортах "а-ля семейные трусы" и прочем безобразии.
И помните, фотография должна быть именно ваша, а не друга, свата, брата или еще хуже просто какого-то предмета, соответствующего вашей деятельности. В одном резюме я встретила фото тушки сырой курицы. Как вы думаете, на какую должность претендовал этот человек? Даю подсказку, не мясник. Правильно, директор мясопереработающего завода.
Фотографии из резюме - это действительно отдельный предмет для разговоров. Если у каждого врача, как говорят, есть свое кладбище, то у каждого рекрутера есть своя папка со смешными фотографиями. Я бы с радостью поделиться хотя бы частью из них, но по этическим соображениям не могу. Могу рассказать только про самую запоминающуюся из них: фотография коммерческого директора, сидящего со спущенными штанами на...ну, в общем в туалете. Блаженная улыбка, книжка в руках, что безусловно, выдает в нем признаки интеллегентного человека, итальянский унитаз, как показатель достатка и высокие зарплатные ожидания лишь дополнительное подтверждение этому, бренд, спущенных джинс, я, к сожалению, не увидела. Его фото занимает отдельное место на моей полке смешных резюме.
Разговор про контактную информацию, я думаю, можно пропустить. Единственная просьба, указывать ее в резюме (только телефон и электронную почту, адрес, регистрацию, серию и номер паспорта не нужно). И коль уж указали, не забывайте снимать трубку или отвечать на письмо или сообщение. Для вас пустяк, а рекрутеру приятно.
А теперь самое главное - ваш опыт. Первое - не забывайте его просто хотя бы вкратце описать. У меня есть отдельная категория резюме, моя коллега их называет "краткие, как выстрел". Так вот такой выстрел очень редко попадает в цель. Даже, если лень, даже, если он такой обширный,что и 10 страниц прописью не хватит, чтобы его описать, это сделать надо. Не пишите все вехи вашей биографии, остановитесь только на трех,но последних и ключевых. Если были промежуточные места работы по месяцу, оставьте их своей маленькой тайной.
Итак, вы вспомнили, где работали, не забудьте теперь написать когда. Под словом "когда" я подразумеваю не просто год, а еще месяц начала и завершения работы. Ведь можно начать в 2019, а закончить в 2020 (а на самом деле, это будет 12.2019- 01.2020), согласитесь это имеет определенное значение.
Помимо дат, название компании и, конечно, названия занимаемой должности, важен все-таки ваш функционал. Пускай он будет повторяться от опыта к опыту (но это вряд ли), но достижения же ваши точно будут отличаться. Не забывайте писать про них, и там где, есть возможность доказать их цифрами. Не стеснйтесь, они будут красноречивей любого оратора в предвыборной гонке.
Помимо "кратких, как выстрел" резюме, есть еще резюме с поэтичным названием "Роман в стихах". И тут уже не известно, какое из них хуже. Могу с полной уверенностью сказать одно, что резюме длиннее двух страниц работодатель читать не будет. Это еще рекрутер помучается, а ваш потенциальный руководитель - нет. Пишите тезисно, с пунктами и нужными знаками препинания в конце предложения.
Кстати, о знаках препинания и не только, обязательно проверяйте все ошибки, опечатки, которые могут встретиться в резюме. Не знаю, как коллеги, но я прохожу мимо резюме, в которых должность "Прадавец" написана именно так. "Менеджер по прадажам", "бугалтер", "ренгелог", "юристконсульт", можно перечислять бесконечно варианты того, как люди искажают свои же, между прочим, должности. После этого, работать учителем русского языка и проверять грамотность кандидата дальше мне уже не хочется.
Образование. Не буду утомлять вас подобностями в этом пункте. Просто напишите, если оно есть. И если оно ни одно, то пишите тоже обязательно. Но все курсы вплоть до кройки и шитья, если к вашим прямым обязанностям они не относятся, перечислять не надо.
Ключевые навыки. Поверьте, ни рекрутеру, ни руководителю не интересно читать, сколькоу вас детей, кошек, собак и как вы к ним относитесь, как часто вы бегаете по утрам и что едите на завтрак. Нам важно, владеете ли вы программами "Excel", "Power Point", "Word", 1C и т.д., и на каком уровне. Либо любые другие навыки, необходимые в профессии. Кстати, перечень их вы можете увидеть, например, в вакансии, на которую откликаетесь. Так проще даже резюме по требованием к ней составлять. Зачастую к одной и той же вакансии они примерно одинаковые.
Конечно, это лишь основные тезисы, которые могут быть полезны при составлении резюме. Но, надеюсь, и они смогут вам помочь привлечь внимание работодателя к вашему резюме (в хорошем смысле этого слова). Если будут вопросы, готова ответить на них в ваших комментариях. Не забывайте их писать и ставить лайки :)