В 1971 году Фил Коллинз и Питер Гэбриэл приняли участие в записи дебютного сольного альбома Колина Скота. Оба спели на бэк-вокале. Джон Энтони, саунд-продюсер группы, сыграл на саксофоне. Также в альбоме отметились Роберт Фрипп (King Crimson), Джон Андерсон (Yes), Стив Гулд (Rare Birds), Питер Хаммилл (Van Der Graaf Generator), Алан Халл (Lindisfarne), Дейви Джонстон (группа Элтона Джона), Рик Уэйкман и многие другие.
Но вернёмся к нашим героям. Несмотря на безразличие британской музыкальной прессы, по словам которой «Genesis боролись за оригинальность среди множества других рок-групп», музыканты решили, что нужно брать своё концертами. Всего в туре в поддержку альбома «Nursery Cryme» было сыграно 211 выступлений (в поддержку «Trespass» они сыграли 121 концерт). 7 августа 1971 они вновь выступили в Бельгии, затем продолжили турне длинным пробегом по Великобритании до конца года с единственным выступлением в Париже (17 декабря).
Ричард Макфейл
«Осенью 1971 года Genesis вернулись к гастролям для продвижения "Nursery Cryme". Помимо «Тура за 6 шиллингов» были и случайные даты, всюду и везде, мы работали настолько усердно, насколько могли. Не помню больше двух дней в неделю, но даже день без концерта. И то даже этот день для меня не являлся выходным, поскольку я продолжал нарезать круги – ездил в офис, забирал зарплату, покупал бубны, струны, ремонтировал микрофоны. Работа техника никогда не бывает завершенной. Я также заходил в легендарный магазин для барабанщиков Golden Square, чтобы закупить палочки для Фила. К счастью он располагался за углом от офиса Charisma».
Тони Страттон-Смит
«Они готовы были играть везде. С ними у меня никогда не было неприятностей. Они рвались играть, даже если предстояло выступить в клубе, который находится в Богом забытом месте перед 100 зрителями».
Питер Гэбриэл
«На концертах я всё ещё играл на басовом барабане. Одна из проблем заключалась в том, что я не считал себя одаренным в мире танцором, но во время общего соло мне делать было нечего. А зрители, со своей точки зрения, негативно бы отнеслись, если бы я, скажем, в это время покинул сцену попить чайку, поэтому мне физически нужно было что-то делать. Я махал руками, тряс бубном и бил бочку, вызывая раздражение у Фила».
Ричард Макфейл
«Иногда его игра плохо сочеталась с Филом, поскольку Питер иногда бил в свой барабан не вовремя. Стив только сочувствовал Филу. «Только представь, если на сцене будет еще один гитарист с одной струной, и он весь концерт её дергает» - не раз бормотал Фил Стиву».
Фил Коллинз
«Я никогда не слышал, как Питер играет на барабанах, поэтому лишь с его слов знаю, что он барабанщик… Я думаю, чтобы не ощущать страх, он прятался за флейтой, бубном или же басовой бочкой, но она такая же громкая, как и моя. Это было ещё до тех дней, когда к барабанам ставили микрофоны, потому у меня были свои динамики.
Питер тогда начал рассказывать свои истории. Я хотел помочь, исполняя соло одной рукой, во время затягивающихся пробелов между песнями, так как другие настраивали свои гитары или меллотрон для следующей песни. Возникала пауза, которую Питер заполнял историями. А я становился для него объектом шуток. «Вы только гляньте: Фил Коллинз играет соло на барабане одной рукой . Обратите внимание на его вторую руку. Она не двигается…»
Питер Гэбриэл
«Рассказы возникли в качестве восполнения пробелов, пока мы настраивали тридцать шесть струн для людей, которые в этом не сильны, а также во время долгих дебатов относительно того, какие из натянутых струн звучат фальшиво, а какие нет. Это была чистая необходимость, поскольку в эти моменты все смотрят на певца для заполнения пустоты».
Памятуя об успехе «Trespass» в Бельгии, в январе 1972 года Genesis снова дает там концерт.
Майк Резерфорд
«Поездка в Брюссель в январе 1972 стала захватывающей. В клубе, в котором мы выступали, проблема заключалась в отсутствии какой-либо безопасности. А спустя несколько дней мы выступили на бельгийском телевидении, в студии с полностью белым фоном. Хотя стоило нам появиться и начать настраиваться, он уже перестал быть белым. Прежде чем начать снимать, им пришлось закрасить всё, где мы наследили.
В те годы с телешоу постоянно возникали проблемы. Мы делали все возможное, чтобы остановить их катастрофу, но при этом понимали, что ничего хорошего толком из этого не выйдет. У телевизионных техников были свои взгляды на нашего техника. Вообще казалось, что телевизионщиков волновал лишь перерыв на чай. Нам постоянно их приходилось ждать. То есть вы приезжаете в студию, вам делают грим, после чего вы 3 часа ждете, задаваясь вопросом, чем они там занимаются».
Стив Хакетт
«Когда мы уезжали в Бельгию, Тони Страттон-Смит ехал с нами. Он не спал ночами и смертельно за нас переживал во время ТВ шоу, которые они для нас устраивали. Порой некоторые песни приходилось исполнять по несколько дублей из-за того, что они не могли правильно поставить камеры, но он всегда говорил: «Замечательно, парни, да, да, да! Всё идет как надо, продолжайте». Он в каждом из нас поддерживал дух. Тони был человеком страсти, и я очень по нему скучаю. Я очень хотел бы тепло пожать ему руку и сказать: «Ты – самая главная причина, больше, чем кто-либо другой, почему группа всего добилась. Ты сделал всё возможное для нас, чтобы мы смогли выжить и развиваться».
Между тем итальянская музыкальная сцена переживала революцию, и Genesis на горизонте появились очень вовремя. Итальянцы особо никогда себя не отождествляли с рок-н-рольной волной. Молодые фанаты и музыканты в массовом порядке откликнулись на прогрессивную музыку Великобритании. В феврале 1972 года альбом «Pawn Hearts» группы Van Der Graaf поднялся на 1-ю строчку. Там же альбом Genesis «Nursery Cryme» оказывается на 4-м месте. И в апреле 1972 года Genesis проводит серию концертов в Италии.
Тони Бэнкс
«Успех нас ждал в Бельгии и Италии. Мы им были за это благодарны. Чего, увы, не скажешь о родной Англии. Мы начали регулярно посещать эти две страны, что стало началом нашего международного турне.
Так в Риме позже мы играли в Palace of Sport. Это полное безумие, 20 тысяч людей, но по ощущениям – целый миллион. Они все казались романтиками. Возможно, в таких песнях, как «Fountain of Salmacis» была настоящая классическая литература, то, что им нравилось».
Майк Резерфорд
«В Бельгии и Италии для нас очень важен энтузиазм. Англия раскачивалась медленно, тяжело, а тут вдруг мы смогли посетить страны, где популярность была чуть выше обычной. Особенно в Италии – прекрасная страна, куда в любом случае стоит ехать, нам всегда было там весело. Колесить по Англии - довольно тяжело, особенно в зимний период. Вдруг мы сыграли в Римини, курорт, наполненный прекрасными итальянцами. У них в Италии были свои странности: в воскресенье днем ты мог играть в ночных клубах, настоящий город-диско, 3-часовые концерты днем, чтобы дети могли вернуться к вечеру на общественном транспорте, поэтому много подростков могло прийти на свои любимые группы, фантастика. Итальянцы очень естественны. Если они что-то любят, то страстно, и эта их страсть к музыке стала большим толчком для нас».
Ричард Макфейл
«В Италии порой дело доходило до истерики. Итальянская публика, казалось, больше гармонировала с теми песнями, которые были ближе самой группе. Настолько они были чувствительны к тонким изменениям в настроениях музыки, в её динамике. Реакция была безудержной, они хлопали в середине песни и после соло. Впервые музыка и аранжировка, которые для группы были самыми важными, получали отклик у публики и хорошо принимались ею. Это также дало нам хороший опыт выступлений перед большой аудиторией, размером в 5 или 6 тысяч человек. В большей степени зрители готовы были сидеть и слушать более недоступные песни. И, думаю, та реакция зрителей – это необходимое доверие для группы, чтобы и дальше быть более прогрессивными».
Тони Бэнкс
«Они дали нам уверенность, помогли нам почувствовать почву под ногами. То, что мы делаем – оно стоит того, чтобы мы продолжали. Мы были разочарованы реакцией в Англии по альбому «Nursery Cryme». Мы думали, что уже выдохлись».
Майк Резерфорд
«Италия нас спасла. Они оценили альбом. Англия же отреагировала холодно. Страту альбом и вовсе не понравился. Мы чувствовали эмоциональный спад, когда он только вышел».
Стив Хакетт вспоминает концерт в Palasport в Реджио Эмилиа, как один из самых мощных концертов группы за всю ее историю. Позже он признавался: «Концерты, казалось, были полны событиями, они были очень духовны».
Palasport – странное, огромное прямоугольно-образное здание, похожее на самолет из стекла и бетона, он резко контрастировал с Реджио, от которого веет 18-м веком. И именно там, в первом итальянском турне, родилась песня «Watcher of the Skies» — результат репетиций перед вечерним концертом.
Тони Бэнкс
«Я написал текст с Майком в Неаполи, несколько дней позже. Мы сидели на вершине этого здания, стоял жаркий солнечный день, мы смотрели на огромную площадь зданий и полей, где, казалось, нет ни души. Будто все население покинуло планету. И именно об этом песня «Watcher of the Skies»… инопланетяне приближаются к земле и видят, что она полностью пуста. Так у нас появилось немного научной фантастики. Мне нравится «Конец детства» Артура Кларка и некоторые произведения подобного рода».
Концертная премьера «Watcher of the Skies» состоялась 28 мая на третьем дне фестиваля в Линкольне. Однако само выступление Genesis не может занести себе в актив. Они оказались на одной афише с Average White Band, Monty Python, Lindisfarne и Slade, в то время как хедлайнерами являлись Beach Boys. Все три дня фестиваля шел ливень, поэтому можно только представить, в каком виде предстала публика к моменту выхода Genesis на сцену. Организаторы распространяли среди публики солому, чтобы желающие могли за нее спрятаться, но те, кому она не досталась, стояли мокрые, усталые, холодные и голодные в ожидании групп, под которые можно потанцевать. Казалось, что Genesis снова предстояло сыграть перед людьми, которым нужны были танцы. Несмотря на блестящее выступление, день оказался испорченным.
Почему мы выделяем этот концерт? Дело в том, что выступление в Линкольне можно считать одним из первых костюмированных выступлений Питера. Именно здесь он предстал перед публикой с обритой передней частью головы, с подведенными глазами и с ожерельем на плечах.
Армандо Галло, фотограф
«Говорили, что на фестивале в Линкольне Genesis умерли, но я знаю, что горстка людей хорошо помнят то выступление как начало новой эры, период визуальных презентаций, с сильным музыкальным сопровождением, замысловатыми аккордами, четко структурированными мелодиями и таинственными текстами. Страт был обеспокоен в конце исполнения Genesis и говорил, что он хотел, чтобы они начали выступление с песни «Knife». Но если честно, я не знаю, о чем он, поскольку у них было самое мощное начало – а именно песня «Watcher of the Skies». Я сам стоял просто вкопанный и мои резиновые сапоги прочно засели в грязь. Я был загипнотизирован песней, ошеломлен. Впервые я оказался полностью объятым музыкой Genesis.
Через 4 недели, 26 июня, они отыграли в Париже и вновь повторили свой дерзкий ход, начав концерт с «Watcher of the Skies» Charisma тогда вновь попыталась повторить свой лотерейный успех с формулой Турне за 6 шиллингов с участием Van der Graaf и Lindisfarne. Помню текст в итальянском издании: “Genesis открывали шоу перед Lindisfarne и Van Der Graaf, но они украли у них шоу, полностью их затмив. Концерт в парижской Олимпии закончился настоящим триумфом Genesis”. Публика в Париже пришла довольно внимательная, она жаждала музыкальной утонченности».
Финальной частью концертного сезона можно считать триумфальным. 28 июня 1972 года Genesis в очередной раз выступили в клубе Friars, на котором, помимо фанатов, присутствовала пресса. И в конце концов в Melody Maker был опубликован восторженный отзыв.
14 июля Genesis стали хедлайнерами шоу в Лицее. Промоутером выступала The Great Western Festival, которая также организовала майский фестиваль в Линкольне. Примечательно, что одним из ее руководителей был Джон Мартин, который в сентябре 1969 года отказался от Genesis. Таким образом, Тони, Майк и Питер взяли реванш.
Имея 14 тысяч фунтов стерлингов, Genesis были готовы записывать свой следующий альбом.
To be continued...