Расизм жив? 25 мая сотрудники отделения полиции в Миннеаполисе, штат Миннесота, убили при задержании 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда, после чего в городе начались массовые беспорядки, погромы и поджоги. А еще был Фергюссон… А еще… А еще…
Весь мир, наверное, уже видел кадры, на которых белый полицейский по имени Дерек Шовин бодро душит коленом чернокожего по имени Джордж Флойд, а Флойд умоляет сохранить ему жизнь. Это видео стало вирусным примерно в то же время как вирусным стало еще одно, где белая женщина в Центральном парке жалуется нью-йоркскому полицейскому на черного, который, вообще-то, не представлял для нее никакой угрозы… Просто совершал пробежку неподалеку…
Сегодня в Америке у всех на уме расовые проблемы. И независимо от того, честны ли мы сами с собой или занимаемся словоблудием, чтобы попытаться закрыться от этих проблем, белые люди знают, когда смотрят, как мучительно убивают Джорджа Флойда, что их шея ни при каких условиях не окажется под этим коленом… Не из-за наших безупречных манер или искрящейся индивидуальности, а потому, что наша кожа имеет другой цвет.
Независимо от того, хотим ли мы прямо признать эту реальность или нет, мы будем испытывать дискомфорт. Возможно, заманчиво попытаться дистанцироваться от этого дискомфорта, найдя объяснение в области психологии, мол, этот отдельный полицейский был плохим человеком, я никогда бы не сделал так… Да, это правда,вы лично не ответственны за убийство Джорджа Флойда, но те белые люди, которые настойчиво продвигают этот трюизм, делают это только потому, чтобы избежать столкновения с более неудобной реальностью, в которой они живут… Они извлекают выгоду из общественных установлений, которые гарантируют, что им не придется столкнуться с подобной жестокостью.
За всю историю у белых людей накопилось много неотрефлексированных чувств о расизме, их роли в нем и степени, в какой они извлекли из него выгоду как в Америке, так и здесь, в Австралии, где яркое солнце на моей бледной коже постоянно напоминает мне, что я чужая на этой украденной у аборигенов земле. Эти чувства, вероятно, выразятся в гневных бранных комментариях к этой статье от белых людей, которые боятся осознать свои чувства и стать правдивыми с самими собой. Я знаю, что пишу неудобный, конфронтационный материал.
– Политика идентичности!” – возражают мне в культурной манере. Такие возражения я получаю из-за моей критики Демократической партии в Штатах, которая часто цинично использует расу и расизм для продвижения своих политических программ.Но это не политика идентичности, это вообще не политика. Речь идет об исцелении от расизма.
-Ба, вина белых!- это еще одно распространенное возражение. -Ты просто хочешь, чтобы мы чувствовали себя виноватыми! Но как белые люди, чувствующие себя виноватыми, помогают избавиться от расизма??”
Эти люди всегда говорят о чувстве вины. Я же никогда не говорила о чувстве вины, но именно против этого они и возражают. Очевидно, что вина сама по себе не является целью. Никто и не утверждает, что расовые
Раны мира были бы исцелены, если бы белые постоянно испытывали чувство вины… Это соломинка, за которую хватаются белые, которые не хотят внутренне бороться с той реальностью преимуществ, которые приносит им цвет кожи.
Белые люди не хотят эмоционально воспринимать реальность своих привилегий по той же причине, по которой богатые люди настойчиво настаивают на том, что они упорно трудились за каждый пенни, даже если знают, что это произошло потому, что они имели гораздо больше возможностей и преимуществ, чем когда-либо имел средний, обычный человек. Жизнь трудна и жестока для всех, даже для белых и даже для богатых, поэтому признание того, что вы получили некоторую фору над другими, может быть еще одной вещью в вашем сознании, подталкивающей вас к мысли о том, что вы не так уж и полноценны//совершенны, в дополнение к строгому голосу вашего отца или вашей первой любви, некогда отвергшей вас…
Привилегия белых быть белыми не означает, что они не страдают или что некоторым из них, в целом, не труднее, чем некоторым черным. Это означает, увы, что наличие белой кожи -преимущество, и что при прочих равных условиях белому человеку будет легче жить в нашем обществе, чем цветному. Так происходит потому, что западное общество формировалось под влиянием превосходства белых на протяжении многих столетий, оставляя после себя множество побочныхэффектов и проблем.
Исцеление не может произойти без осознания самой болезни. Исцеление расовых РАН нашего, И НЕ ТОЛЬКО, общества не произойдет до тех пор, пока белые будут отделяться от того факта, что наша жизнь оказалась легче, чем если бы мы родились «желтыми» или черными. И что это происходит потому, что наши предки убивали, порабощали, эксплуатировали и угнетали людей, которые не выглядели, как они. Были другими в течение многих поколений, прежде чем мы пришли на их земли.
Существуют всевозможные сознательные и бессознательные уловки, с помощью которых белые защищают расистскую систему, даже если они не считают себя расистами. Вы можете наблюдать эту динамику в более откровенной форме, просто прокручивая комментарии к любому из видео с насилием над черными. Там звучат слова о том, что все это не самая ужасная вещь, которую совершает человек, есть, мол, еще более ужасные…
Мои предки прибыли в Австралию в качестве заключенных, и некоторые из них почти наверняка сыграли определенную роль в геноциде против людей, которые жили здесь более 65 000 лет до них. А теперь я живу в обществе, где доминирует белизна, и я извлекаю из этого определенные преимущества. У меня никогда не было причин бояться за свою жизнь в присутствии офицера полиции, более того, я никогда не колебалась, чтобы позвонить им, если мне понадобится помощь. У меня была легкая юность, потому что мои родители являлись представителями расы, которая была любима поколениями белой политики превосходства в Австралии. Средства массовой информации, которые я читала, постоянно показывали людей, которые были того же цвета кожи, что и я, внушая в течение всех моих лет взросления, что в жизни я могу достичь всего, чего захочу. Я получилаработу, потому что понимаю специфику белой культуры настолько, чтобы знать, как говорить, общаться и одеваться для различных интервью и мероприятий, а еще потому, что у меня образовалось много интересных и полезных белых контактов. Есть люди, которые обращают внимание на мои публикации и которые не придали бы им столько значения, если бы они появились рядом с фотографией темнокожего профиляавтора… Вот реальность, которую необходимо прочувствовать и осознать, если я хочу сыграть свою роль в исцелении нашего общества от расовой ранимости.
Живя в Австралии или Северной Америке, мы остро чувствуем, что оторваны от корней наших предков, но если мы едем в Европу, и это совсем уже странно, она не похожа на наш дом. Так где наш Дом? Мы идем по земле, окруженные призраками ее прежних обитателей, понимая, что они имеют с ней глубокую связь, а мы – нет. Мыстремимся к культуре, потому что интуитивно чувствуем ее значение, и осознаем на каком-то уровне, что у нас она лучше, чем у других рас. Но мы также знаем, что жизнь была жестокой по отношению к ним, и мы пока не знаем, как решить все те проблемы, которые вызвало господство белых.
Нам необходимо нырнуть в «кроличью нору» расизма с головой, чтобы сдвинуть горы предубеждений внутри нас, о существовании которых мы даже не подозревали, и под ними обязательно откроются глубокие, очень глубокие эмоции, которые принесут жгучий стыд и большиеслезы. Именно эти слезы стоят между нами и истинным исцелением нашего общества.
Когда мы с болью пройдем через все это, рухнут защитные силы в отношении «особых» привилегий и превосходства белых… Мы станем людьми с гораздо более гуманным и подлинным отношением с миром. И тогда весь мир станет нашим Домом.
Кейтлин Джонстон, Австралия (перевод Л. Лавровой)
Читайте больше материалов на нашем сайте