В наше время значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) на международной арене продолжает расти, и в будущем он может стать важнейшим регионом мира. Все территориальные конфликты в АТР оказывают серьезное влияние на состояние региональной и мировой экономики. Наиболее важным из них сейчас является территориальный конфликт в Южно-Китайском море между 6 странами региона, а именно: Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Малайзией, Брунеем и Филиппинами. На данный момент происходит увеличение экономического и политического влияния восточноазиатских государств, в первую очередь Китая, что актуализирует анализ территориального конфликта в Южно-китайском море.
Суть территориальных претензий в акватории Южно-Китайского моря и история конфликта
Южно-Китайское море (ЮКМ) – важный район с точки зрения транспортных морских потоков, выступающий в качестве ближайшего маршрута из Индийского океана в Тихий. В непосредственной близости также находится Малаккский пролив – одна из самых загруженных на планете судоходных магистралей. Его пересекают более 60 000 судов (около 200 в день), перевозящих более 525 миллионов тонн грузов в год. Через Малаккский пролив осуществляется большая часть поставок энергоресурсов в Республику Корею, Японию и Тайвань, а также КНР.
Помимо транспортного значения, ЮКМ отличает наличие богатых морских биоресурсов, а также шельфовых месторождений углеводородов. В водах Южно-Китайского моря, в регионе Парасельских островов и архипелаге Спратли сосредоточено около 5,4 миллиарда баррелей запасов нефти и 55,1 триллиона кубометров природного газа. Несмотря на то, что данный регион привлекает экономическими ресурсами, довольно болезненно выглядит его проблема отсутствия четко закрепленного нормативно-правового статуса, которая приводит к регулярно возникающим кризисам и инцидентам, а также затрудняет борьбу с браконьерством и пиратством.
В основе конфликта лежат претензии и противоречия о том, какие из государств, омываемых ЮКМ, имеют законное право на суверенитет над расположенными в данном регионе островами и рифами.
Впервые на международный уровень вопрос об островах Южно-Китайского моря был вынесен в начале 1930-х годов, после размещения на островах Спратли гарнизонов французской колониальной администрации в Индокитае, а затем французско-вьетнамской оккупации всего Парасельского архипелага, что вызвало недовольство со стороны гоминдановского Китая, который считал эти территории своими.
Во время Второй мировой войны французы были вытеснены оттуда японскими войсками, которые использовали острова ЮКМ в качестве плацдарма для развития наступления в Юго-Восточной Азии.
В 1947 г., уже после капитуляции Японии, коммунистический Китай представил на всеобщее обозрение карту, на которой его граница в ЮКМ была обозначена в виде «девяти пунктирной линии». Эта линия включает в себя не менее 90 процентов всего ЮКМ, в том числе и спорные острова. В результате этих действий территориальный спор перешел в открытую фазу.
В 1951 г. Премьер Госсовета Чжоу Эньлай заявил, что острова Южно-Китайского моря являются частью КНР и в этой связи должны быть возвращены Китаю.
В 1970-е годы происходило военное противостояние между Китаем и Вьетнамом. В 1974г. Китай совершил нападение на силы проамериканского Южного Вьетнама и захватил эту территорию. Используя грубую силу Китай делал ставку на то, что Соединенные Штаты, выводившие тогда войска из Вьетнама, в результате фактического поражения во второй Индокитайской войне, не поддержат своего союзника. Что, собственно, и произошло.
В конце 80-х Китай совершил повторное нападение, на этот раз атаковав уже объединенный социалистический Вьетнам на островах Спратли. Эта «вылазка» вновь увенчалось успехом. Как результат Поднебесная укрепилась и на этом архипелаге.
В период с 1990г. по 2000г. произошли серьезные перемены внутри самой КНР, что привело к изменению ее внешней политики. Пекин все еще отстаивал свой контроль над ЮКМ, но чтобы избежать возможной политической изоляции, взял курс на сотрудничество с другими государствами региона. В 2000 г. Китаю и Вьетнаму удалось достичь соглашения об установлении конкретной морской границы в Тонкинском заливе. Данное соглашение является одним из немногих успешных примеров политического урегулирования конфликтной ситуации в этом регионе.
В 2001г. между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и КНР была принята Декларация о поведении сторон в ЮКМ. Согласно ей, «заинтересованные стороны участвуют в разрешении территориальных споров мирными средствами, не прибегая к угрозам или применению вооруженных сил, путем дружественного обмена мнениями и переговоров между непосредственно участвующими сторонами и опираясь на общепринятые нормы международного права, включая Конвенцию по морскому праву 1982 года». Участники обязались воздерживаться от любых действий, способных осложнить или усилить споры, которые могут повлиять на мир и стабильность в регионе.
Тем не менее, с середины 2009г. в ЮКМ отмечено несколько всплесков напряженности, вызванных хозяйственным освоением островов. Дело в том, что работы проходили в спорных районах Китая и Вьетнама, которые сопровождались значительным усилением их военного присутствия в этой зоне. «Серьезная обеспокоенность» Пекина звучала и в адрес российских нефтегазовых компаний, реализовывавших совместные с Вьетнамом проекты в спорных районах ЮКМ.
На современном этапе в территориальный спор в АТР начинают активно вмешиваться мировые игроки, прежде всего, США. В начале 2010-х госсекретарь - Хиллари Клинтон заявила, что у Штатов есть стратегические интересы в АТР, и они могут быть посредниками в разрешении конфликта. При Дональде Трампе США усилили свое давление на Китай, стремясь не допустить, чтобы он занял доминирующее положение в регионе. Недавно Шон Спайсер (американский политический деятель) заявил, что США не считают спорные острова в ЮКМ территорией КНР и будут защищать акваторию международного судоходства от захвата одной страны. Китай раскритиковал позицию США и продолжил настаивать на урегулировании спора в двустороннем формате. Он хочет вести отдельные переговоры с каждой страной-участником спора и отказывается от дискуссии в многостороннем формате.
Позиция участников конфликта
КНР основывает свою позицию на том факте, что спорные острова были обнаружены китайцами несколько тысяч лет назад, и они присутствуют на картах различных правящих династий и в других источниках задолго до того, как возникла проблема их идентичности. Китай считает этот регион зоной своих национальных интересов, поэтому в настоящее время не заинтересован в прямом военном конфликте и предпочитает вести мирные переговоры по территориальным вопросам.
Позиция Вьетнама, в свою очередь, заключается в его претензиях на контроль над всеми островами в ЮКМ, которое он называет своим Восточным морем. Сейчас Вьетнаму принадлежат 5 островов, включая и сам остров Спратли, и 16 рифов. Вьетнам заинтересован в интернационализации конфликта и пытается разрешить его с помощью взаимодействия с мировыми игроками, вроде США, России и Японии, а также с международными организациями.
Большую роль в конфликте в ЮКМ играют Филиппины, которые претендуют на весь архипелаг Спратли, кроме острова Чыонг Ша. Филиппины также заинтересованы в интернационализации конфликта, поэтому в 2013 году подали в Гаагский международный арбитражный суд, который в 2016 г. вынес решение, что Китай не имеет «исторического права» на спорные территории, которое тот, само собой, не признал.
Малайзия претендует на 12 островов и рифов архипелага Спратли. Несмотря на периодические вторжения судов Китая, Куала-Лумпур не заинтересован в открытом противостоянии с ним, однако Малайзия, как и Вьетнам, стремится к интернационализации конфликта и привлекает к его разрешению мировых игроков – Соединенные Штаты, Австралию и Японию.
Тайвань во многом разделяет позиции континентального Китая, но из-за своего статуса частично признанного государства, не способен полноценно участвовать в разрешении конфликта и в подписании международных соглашений
Не слишком активно в территориальном споре участвует Бруней, он только претендует на риф Луиза, который сейчас занимает Малайзия.
Позиция других стран
Индонезия не заинтересована в островах ЮКМ, но обеспокоена защитой своих морских границ. Она также проводит масштабные военные учения. Именно Индонезия предложила свое посредничество в разрешении конфликта в Южно-Китайском море, например, в разработке Кодекса поведения сторон, согласно которому все споры должны были разрешаться мирным путем.
Япония тоже не заинтересована в территориях в ЮКМ, однако имеет собственный территориальный конфликт с КНР за обладание островами архипелага Сенкаку в Восточно-Китайском море. По этой причине она выступает за сдерживание Поднебесной и поддерживает усилия США по интернационализации конфликта в ЮКМ.
Что касается стран Корейского полуострова, то Южная Корея, являющаяся одним из главных союзников Америки в регионе, традиционно выступает в ее поддержку. Северная Корея же в целом поддерживает Китай. Однако обе страны слишком отвлечены конфликтом между собой, чтобы активно участвовать в ситуации вокруг Южно-Китайского моря.
Если говорить о позиции Российской Федерации, то в последнее время она претерпела определенные изменения. Раньше Кремль стремился поддерживать сторону КНР, даже в ущерб отношениям с другими странами Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, после решения Гаагского международного арбитража в 2016 году президент России - В.Путин открыто поддержал Китай. Однако сейчас российское внешнеполитическое ведомство, заявившее еще в 2018г., что Москва не собирается создавать никаких союзов с Пекином, начинает развивать отношения не только с КНР, но и с Вьетнамом, Филиппинами и другими государствами АТР. Важную роль здесь играет и то обстоятельство, что присутствие нашей страны в Южно-Китайском море является минимальным, и территориальный конфликт там не касается напрямую российских интересов.
Перспективы и решения конфликта в ЮКМ
Что касается факторов, влияющих на разрешение данного конфликта, важную роль в конфликте на территориях Южно-Китайского моря играет позиция Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Международная организация задолго до начала нового тысячелетия пыталась разрешить данный территориальный конфликт и оптимизировать отношения между странами, прилегающих к ЮКМ. Были приняты различные международные договоры, обеспечивающие контроль за действиями стран в отношении спорных территорий. Например, в 2011 году КНР и международная организация АСЕАН подписали особый документ под названием «Принципы, касающиеся сотрудничества в спорных районах ЮКМ»; данный документ являлся первым шагом к созданию Кодекса, предназначавшийся для мирного урегулирования конфликта, но, к сожалению, после этого никаких продвижений не было. На сегодняшний день это также препятствует общему компромиссу и решению проблемы.
Также, к решающим факторам относятся действий Китая, в частности сумеет ли Китай обзавестись союзниками в данном территориальном споре, которые будут поддерживать его позицию.
К относительно недавним важным действиям в сторону разрешения конфликта также относится заявление стран «Большой семерки», сделанное в 2017 году, с целью призвать к демилитаризации (международно-правовой режим в границах определенной территории, запрещающий использование любых видов и форм военной деятельности) всех спорных островов в ЮКМ
По поводу завершения конфликта, существует предположение, что одним из перспективных вариантов скорейшего разрешения разногласий является создание локальной морской организации, объединяющей только несколько регионов, которые действительно имеют право желать долю спорных территорий
Если говорить про ближайшее будущее, нет признаков того, что вышеприведенный конфликт перерастет в вооруженное противостояние или ядерную войну. Все азиатские страны и страны Океании состоят в той или иной зависимости от друг друга (хозяйственные взаимодействия, международная торговля и тд). Тем самым, можно сделать вывод, что спор за территории еще долгое время будет существовать, однако обострения конфликта не будет, ввиду вышеуказанных причин. Окончательного завершения конфликта можно добиться только путем мирных переговоров заинтересованных сторон конфликта.
Заключение
В общем и целом, территориальный конфликт в пределах Южно-Китайского моря – это одна из самых актуальных проблем не только для участников конфликта, но и для многих других государств; проблема, решение которой не могут найти уже довольно долгое время. И со временем становится очевидно, что нарастание напряженности в ЮКМ может привести не только к дальнейшему ухудшению отношений стран АТР, но и вовлеченности внерегиональных игроков, что приведет к окончательному разрушению всего режима безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Безусловно, история принадлежности данной территории очень запутана, и на данный момент сложно сказать, кому они должны принадлежать, но, полагаясь на различные сведения о современной ситуации в этом регионе, можно предположить, что в недалеком будущем конфликт будет разрешен.