Русский советский писатель и сценарист, журналист, специальный корреспондент. Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1947, 1948, 1950). Известнейший деятель культуры сталинской эпохи, когда многие его произведения считались классикой.
Во время Великой Отечественной войны был специальным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». В течение войны написал «Русскую повесть», книгу рассказов «Пути отваги», текст к документальному фильму «Разгром немецких войск под Москвой», сценарий фильма «Клятва». В 1943 году был награждён орденом Красного Знамени.
Отец — мелкий чиновник, мать — учительница. Вскоре после рождения сына семья вынуждена была из-за туберкулеза, открывшегося у матери, перебраться в Тифлис. Мать вскоре умерла, отец, снова женившийся, едва мог заработать на пропитание. Однако отцу удалось устроить мальчика в Тифлисское реальное училище. По воспоминаниям Павленко, его несколько раз исключали оттуда за невзнос платы. Жили в Нахаловке — беднейшем районе города, в доме известного революционера Петра Монтина, убитого в 1905, где за несколько лет до того бывали Горький и Шаляпин. Возможно, атмосфера семьи с ее революционными традициями оказала известное влияние на сознание подростка, а затем рано повзрослевшего юноши Павленко. Окончив реальное училище, он поступил в Бакинский политехникум и тесно связал себя с большевиками. В 1920 он в Красной Армии, на должности военного комиссара в составе Куринской речной флотилии.
В 1921 Павленко впервые выступил в печати на страницах тифлисской красноармейской газеты «Красный воин», созданной С.Кировым и редактировавшейся одно время Дм.Фурмановым. Демобилизовавшись в 1921 по болезни, он стал постоянным газетным корреспондентом, написавшим и опубликовавшим множество статей на различные темы.
В 1924 Павленко назначен секретарем Константинопольского представительства по торговле в Турции. Это обострило его давний интерес к Востоку.
С 1925 он публикует статьи и очерки, а затем и рассказы, посвященные Турции, подписываясь псевдонимом Суфи. Пишет большой цикл «Азиатских рассказов» и небольшую повесть о Лермонтове («Тринадцатая повесть»). Познакомившийся с Павленко Вс.Иванов предложил ему работу в журнале «Красная новь».
Павленко быстро вошел в московскую литературную жизнь, отдав поначалу предпочтение среди различных группировок «Перевалу», поскольку именно «перевальцы» обращали особое внимание на литературу технику и форму художественные произведения. Сборник Павленко «Азиатские рассказы» (1929), «Стамбул и Турция» (1930), «Анатолия» (1932) написаны талантливо, ярко, с подчеркнутым вниманием к экзотичности описываемых мест и событий. Ориенталистика этих книг изысканна и порою вычурна, что противоречит его собственным статьям публицистического характера.
Вскоре он отходит от «Перевала» с его аполитичностью и культом формы, включается в активную литературно-общественную жизнь. Павленко отправляется с группой писателей в Среднюю Азию. Итог поездок: повесть «Пустыня» (1931) и сборник «Путешествие в Туркменистан» (1932). В этих произведениях при остроте и отточенности формы чувствуется аналитический взгляд на социальную действительность. Известным достижением Павленко явилась и повесть «Баррикады» (1932) о Парижской коммуне: по своему интернациональному пафосу она тесно соотнесена с современностью. Особый интерес читателей и критики вызвал роман о будущей войне «На Востоке». Это произведение о реальной угрозе фашистского наступления на мир социализма, о приближающейся военной опасности. Своеобразно перекликается с романом сценарий фильма «Александр Невский», поставленный С.Эйзенштейном (1938), поскольку он посвящен теме защиты Отечества.
Павленко участвует в финской кампании, а затем в Великой Отечественной войне в качестве фронтового корреспондента «Правды» и «Красной звезды». Наряду с многочисленными статьями и корреспонденциями он пишет рассказы и повести («Русская повесть», 1942). Был ранен и после демобилизации и обострения туберкулеза переехал в Крым. Став секретарем Крымской писательской организации, Павленко много сил отдает местной интеллигенции, редактирует альманах «Крым», пишет корреспонденции и очерки, рассказы, но главное внимание отдает реализации замысла задуманного им в конце войны романа «Счастье». Главный герой романа отставной офицер Воропаев имеет немало автобиографических черт. Роман в свое время был достаточно популярен, а его герой породил даже «воропаевское движение». Трудности послевоенного восстановления народного хозяйства, которые Павленко не обходит в своем произведении, все же с теперешней точки зрения сглажены. Нет, разумеется, и речи о причинах безлюдья Крыма и о необходимости присылки туда русских переселенцев. Отдал дань Павленко и культу личности Сталина. Все же роман свидетельствовал о зрелом художественном мастерстве писателя.
Павленко пишет по правительственному заказу киносценарии — «Клятва» (1946) и «Падение Берлина» (1949), оказавшиеся слабыми и тенденциозными. Он становится довольно влиятельной фигурой, активно участвует в общественно-политической жизни страны как депутат Верховного Совета, секретарь Московской писательской организации. При этом его позиция отличалась догматизмом, идеологической упрощенностью и беспощадностью ко всем инакомыслящим. Участник международных конференций, Павленко после поездок за границу создает книги: «Американские впечатления» (1949), «Молодая Германия» (1951), «Итальянские впечатления» (1951). В то же время им написаны несколько рассказов и повесть «Степное солнце» — одно из наиболее удачных произведений послевоенных лет. Вынашивает замысел широкого романного полотна, посвященного как жизни советской страны (с предвоенных лет), так и международному коммунистическому движению в различных странах. Он успел закончить, однако, лишь 1-ю часть («Труженики мира», 1952).
А. И. Павловский
Страница на сайте: http://pressa-voiny.ru/l/p/66271/51801/
Матералы: http://pressa-voiny.ru/m/t/avt/x/874/6927/51801/