В этой тетралогии я хочу рассказать тебе,читатель,о том,как работает сердце ракеты - её двигатель. Причём о его наиболее сложном типе. Химический Жидкостный Ракетный двигатель.
Данный тип является наиболее простым среди всех типов. Работа ЖРД поддерживается за счёт вытеснения топлива и окислителя третьим, инертным, элементом. Обычно таковым выступает гелий или азот. Для поддержания достаточного расхода давление в баке должно превышать давление в камере сгорания.
Камера сгорания - основной агрегат ЖРД, состоящий из камеры сгорания и сопла. В камеру ЖРД вводятся окислитель и горючее, которые сгорают при взаимном контакте, либо унитарное ракетное топливо, разлагающееся при прохождении через катализатор, размещённый в камере сгорания (камере разложения).
Ввод топлива осуществляется при помощи форсунок, объединяемых обычно в конструктивный элемент камеры, называемый форсуночной головкой (ФГ). В зависимости от агрегатного состояния поступающих в форсунки продуктов различают камеры ЖРД, работающие по схемам «жидкость – жидкость», «газ – жидкость», «газ – газ».
Отличительной особенностью такого типа является отсутствие ТурбоНасосного Агрегата (ТНА) - важной частью конструкции более продвинутых схем. Речь о ТНА пойдёт в следующей части.
Использование.
Очень распространённый тип. Используется почти во всех двигателях ориентации.
Также используется в AJ-10,который является истинным ветераном ракетно-космической отрасли. Он используется с 1957 года. Был использован в очень многих ключевых миссиях не только для США,но и для всей космонавтики в целом. Является первым в мире двигателем ,который имел возможность запускаться в полёте. Стоял на второй ступени рн Авангард и Дельта (До версии Delta III). Стоял на орбитальном, взлётном и посадочном модуле Аполлона Спарка из двух AJ-10 стояла на Transtage рн Титан. Был также задействован в орбитальных двигателях Шаттла. В будущем будет задействован на КК Орион.
Также подобную схему имел предшественник Вакуумного Мерлина - Kestrel. Он стоял на второй ступени Falcon 1. Предполагалось использование его усовершенствованной версии на Falcon 5 и Falcon 9.
Также Draco и SuperDraco от SpaceX используют подобную схему.
Сравнительная оценка.
Плюсы: Небольшая стоимость, лучшая реакция на команду пуска(Это и определило их использование в двигателях ориентации), относительная неприхотливость и возможность использования монотоплива.
Минусы: Низкая эффективность, низкая тяга.
Данный цикл - самый простой. Это и определило его использование в индустрии. Они просты и надёжны. Но для запуска чего-то побольше нужно что-то более мощное и технологичное...