В начале 20 века архитекторы находились на очень высоких ступенях социальной лестницы в обществе: талантливые зодчие получали очень большие гонорары за выполненные строительные работы, а в случае особо удачной работы их имена становились известны чуть ли не на всю Россию. Так что не удивительно, что зачастую архитекторы, происходившие из простой и небогатой семьи, добивались своим умом и талантом "места в высшем обществе". О таком вот случае я и хочу рассказать вам в рамках данной статьи.
Конечно, упор в этой публикации я постарался сделать на архитектуру, но о некоторых любопытных фактах, демонстрирующих так называемые "социальные лифты" начала 20 века, я вам тоже расскажу.
Героем данной статьи является архитектор Барановский - очень талантливый и успешный архитектор, построивший ряд важных и знаковых для Санкт-Петербурга зданий. Гавриил Барановский был одним из первых архитекторов, популяризировавших модерн в нашей стране - к этому стилю он обратился ещё в 1897 году, таким образом, став одним из первых "модернистов" России! Но Барановский интересен не только этим фактом: Гавриил Васильевич был разносторонним человеком с активной гражданской позицией и с огромным талантом! Сегодня я постараюсь подробно раскрыть вам историю как творческого, так и жизненного пути Барановского в целом!
Биография
Гавриил Васильевич Барановский родился в Одессе в 1860 году в семье коллежского секретаря. Он рос в непростых условиях, основной причиной которых была бедность (Барановский был совсем маленьким, когда умер его отец, и его семья осталась без кормильца). Барановский получил среднее образование у себя на родине, после чего перебрался в Петербург и поступил вольнослушателем в Академию Художеств. Однако, закончить академию ему было не суждено - он был отчислен по политическим мотивам: во время публичной казни двух народовольцев по делу об убийстве императора Александра II, Барановский "посмел" вслух выразить сочувствие подсудимым. Как вы можете видеть, полноценной политической свободы в России тогда не было и близко (впрочем, сложно сказать, когда она вообще была в нашей стране). В любом случае, исключать потенциально талантливого зодчего из Академии Художеств за сказанные вслух слова - абсурдно.
Благо, в те времена уже существовала полноценная альтернатива академии - Институт Гражданских инженеров (нынешний СПбГАСУ). Туда то и поступил Гавриил Васильевич. К слову, его оппозиционные политические взгляды, лишь усилившиеся после исключения из Академии, нашли своё воплощение и в архитектуре: дома Барановского были передовыми для своего времени, их даже можно назвать "авангардными", как бы противопоставленными классической архитектурной школе Академии Художеств. Впрочем, Барановский не был заядлым оппозиционером - нет, он был простым человеком, желавшим изменения общества России, желавшим улучшений жизни простых людей (он неоднократно поднимал эту тему на страницах своего архитектурного журнала "Строитель"). И это не удивительно - Барановский был выходцем из бедной провинциальной семьи, и он знал реальное положение дел в России.
После окончания высшего учебного заведения Барановский какое-то время работал в мастерской архитектора Сюзора (автор Дома Зингера на Невском проспекте и доходного дома Ратькова-Рожнова ни Кирочной улице). Работая под руководством столь выдающегося зодчего, Барановский набирался важных для его профессиональной деятельности навыков.
В 1887 году Гавриил Барановский познакомился с Григорием Елисеевым - крупным купцом и главой торгового общества "Братья Елисеевы". Это знакомство стало поворотным событием в жизни Барановского! Дело в том, что Елисееву был нужен талантливый архитектор, которому он мог всецело доверять и поручать любое значительное строительство. Барановскому же напротив, нужен был надёжный заказчик - так Барановский и Елисеев стали сначала деловыми партнёрами, а в дальнейшем и отличными друзьями!
В интернете я встречал версию того, что Барановский якобы был женат на сестре Григория Елисеева, и что, мол, все свои заказы он получал в качестве родственника Елисеевых, что, конечно же, полный бред (хотя изначально я и сам поверил в это, став очередной жертвой заблуждения). Настоящей женой Барановского была Екатерина Кобелева - дочь статского советника Василия Кобелева. Они женились в 1889 году - по совпадению, в том же году началась крупная архитектурная деятельность Барановского.
Раз уж я начал говорить о личной жизни Гавриила Васильевича, то посмею упомянуть ещё один интересный момент. Лучшим другом Барановского был его одногруппник из Института гражданских инженеров, знаменитый архитектор и просто прекрасный человек - Василий Антонович Косяков. Удивительно, что дружили они с самого института, дружили семьями (Косяков был свидетелем на свадьбе Барановского), и даже умерли с разницей в один год!
Нельзя не отметить и огромный вклад Барановского в дисциплину, которой в большей степени увлечен лично я - к истории архитектуры. Барановский является главным исследователем архитектуры России второй половины 19 века. Кроме того, Гавриил Васильевич уделил особое внимание истории института, принявшего его после той неприятной политической истории и научившего его архитектурному делу - Институту гражданских инженеров. Барановский составил полный список всех выдающихся выпускников института: благодаря его труду мы в наши дни знаем о многих гражданских инженерах, внесших огромный вклад в формирование облика Петербурга - если бы не Барановский, все эти фамилии могли бы быть забыты навсегда! Кстати, именно поэтому мне особенно приятно рассказывать вам о Гаврииле Васильевиче - он уделил столько внимания истории архитектуры, настало время уделить внимание и его персоне в наши дни!
Но всё же стоит рассказать и о последних годах жизни архитектора. С началом Первой мировой войны заказы на строительство новых зданий полностью прекратились (все деньги страны уходили на войну), а потому Барановскому больше нечего было делать в Петербурге, и он с семьёй переехал в Келломяки (нынешнее Комарово).
Гавриил Васильевич умер в 1920 году от остановки сердца. Его похоронили на Комаровском кладбище: тогда оно представляло собой небольшой деревенский погост, а свой современный облик оно приобрело лишь в советское время. Тогда же, к сожалению, была утеряна могила Гавриила Барановского.
Изучив жизненный путь Гавриила Васильевича, предлагаю перейти к подробному рассмотрению его творчества.
Доходный дом Елисеевых
Дата постройки: 1889-1890
Адрес: Набережная реки Фонтанки 64
Первой самостоятельной работой Гавриила Барановского стал комплекс доходных домов, построенный по заказу семьи купцов Елисеевых в районе реки Фонтанки. В этом здании Барановского ещё не проявились его основные таланты как архитектора-модерниста, потому что здание по своей сути эклектично и, можно сказать, старомодно. Но это ни в коем случае не делает его неинтересным!
Внешний вид дома Елисеевых выдержан в стилистике итальянских палаццо – вполне подходящим для района, в котором размещается постройка: набережные реки Фонтанки во все времена обладали европейским обликом!
Важно отметить, что доходный дом Елисеевых интересен скорее даже не своим внешним обликом (хотя и о декоративном убранстве здания можно говорить долго), а необычным расположением: фактически, на одном участке располагаются два доходных дома – строились они с временным промежутком в год! В итоге доходный дом Елисеева выходит фасадами и на набережную Фонтанки (построен в 1891 году), и на улицу Ломоносова (он был возведён в 1982 году) – двор у них общий, но при этом корпуса друг с другом не стыкуются. Вот такая необычная планировка!
И пускай внешний вид дома Барановского не был передовым (если не брать в расчёт отсутствие штукатурной облицовки фасада - в целом для петербургской архитектуры это не так уж и необычно, однако для столь роскошного и богатого здания такие фасады всё же нехарактерны), то в инженерном плане здание уникально: в нём впервые в Петербурге был установлен паровой лифт (и один из первых лифтов в городе в целом). Кроме того, здание изначально обладало всеми основными удобствами: водопроводом, канализацией и отоплением!
Считается, что благодаря новшествам, появившимся в доме Елисеевых, Барановский заработал в Петербурге славу как передовой и очень прогрессивный гражданский инженер, что очень сильно помогло ему в дальнейшем: подобная слава сильно интересовала потенциальных заказчиков!
Доходный дом Барановского
Дата постройки: 1897
Адрес: Улица Достоевского, 36
Гавриила Барановского можно с уверенностью назвать одним из самых первых представителей стиля модерн в России - первая его работа в этом стиле появилась ещё в 1897 году! Ею стал собственный доходный дом Барановского, что не удивительно: многие зодчие-популяризаторы модерна впервые использовали этот стиль в постройках, созданных на собственные средства, потому что в таком случае они были свободны от желаний заказчиков и открывали себе возможности для экспериментов.
А доходный дом Барановского стал настоящим экспериментом для своего времени! Очень рациональный и функциональный фасад здания отвечал основной идее модерна: планировка здания должна напрямую влиять на внешний вид дома, потому что новая (по тем временам) архитектура должна быть не только красива, но и удобна!
Собственно, людям, не особо увлекающимся историей архитектуры, доходный дом Барановского внешне покажется скучным: голые стены, покрытые невзрачной плиткой, стилизованной под кирпичную кладку, сплошные ряды балконов и никаких украшений на фасаде. Но в этом и заключается вся прелесть дома Барановского - по тем временам строительство доходного дома с таким рациональным внешним видом было в новинку (тогда как в Европе такая практика уже была распространена). А особенно любопытная деталь - совмещенные балконные ряды, создающие чёткое горизонтальное членение здания.
Кстати, нельзя упускать из виду и двор здания на улице Достоевского - я говорю о первом в Петербурге коридоре-галерее, соединяющем внешний и внутренний корпуса жилого дома. Не знаю как вам, а мне такие переходы всегда очень нравились! И пускай в этом здании он выглядит, пожалуй, слишком массивным (можно сравнить его хотя бы с галереями доходного дома Бака на Кирочной улице) - всё равно, этот переход очень интересен визуально!
В общем, внешний вид дома Барановского может быть вас и не особо впечатлит, но нужно понимать, что для русской архитектуры эта постройка стала знаковой!
Елисеевский магазин в Москве
Дата постройки: 1898-1901
Адрес: Москва, Тверская улица, 14
Первый Елисеевский магазин был открыт в Москве в 1901 году. Здание, в котором Елисеевы расположили свой магазин, существовало на своём месте аж с 1780х годов, а построил его легендарный московский архитектор Матвей Казаков! Дом несколько раз переходил из рук в руки и перестраивался, и лишь в 1898 году его приобрел в собственность купец Елисеев.
Елисеев решил, что это здание отлично подойдёт для размещения в нём торговых площадей: в те времена Тверская улица была одной из самых современных и популярных магистралей города (Тверская улица стала первой асфальтированной улицей в Москве), так что устройство элитного магазина в таком месте было вполне логичным. Руководить переоборудованием некогда жилого здания под новые нужды поручили Барановскому.
Барановский реконструировал фасады, изменив обычные окна на огромные витрины и добавив декору здания некоторые черты модерна. Кроме того, в здании были снесены многие перекрытия и перегородки для того, чтобы на освободившемся пространстве устроить главный зал с торговыми рядами.
Внешний облик здания интересен в меньшей степени, нежели его внутреннее убранство. Елисеевский магазин в своё время называли "дворцом" за его богатый и роскошный внутренний декор. Впрочем, от внешнего вида магазина не отставал и его ассортимент: покупать продукты в Елисеевском могли лишь очень состоятельные москвичи (такая же особенность наблюдалась и в Петербургском филиале магазина).
Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге
Дата постройки: 1902-1903
Адрес: Невский проспект 56, Малая Садовая улица 8
С первого взгляда видно, что на строительство магазина в столице Елисеевы потратили куда больше денег, чем на строительство заведения такого типа в Москве: если первый магазин Елисеевых представлял собой скромно перестроенное историческое здание, то магазин на Невском проспекте был построен с размахом!
Пожалуй, Елисеевский в Петербурге можно назвать самой удачной постройкой в стиле модерн на всём Невском проспекте: за это звание магазин может побороться с не менее известной постройкой - домом компании Зингер, который был создан на несколько лет позднее Павлом Союзором, и во внешнем облике которого явно видны отсылки на работу Гавриила Васильевича. Любопытно, что Сюзор фактически был преподавателем Барановского - таким образом, учитель вдохновлялся работами своего ученика!
Но помимо исключительно модерновых черт вроде огромных панорамных окон-витрин и волнообразных, «природных» линий на фасаде здания, Елисеевский обладает многими чертами роскошной и помпезной архитектуры 19 века – взять хотя бы скульптуры на фасаде здания, выполненные Амандусом Адамсоном (к слову, он же стал создателем скульптур уже упомянутого ранее дома компании Зингер – вот ещё одна причина их внешнего сходства).
Эти скульптуры – отдельное произведение искусства, на которое, к слову, зачастую не обращают внимания туристы – все смотрят на огромные витрины магазина (что, собственно, и задумывалось Барановским – потенциальный покупатель должен быть заинтересован выставленному на витрину товару, скульптуры же должны привлечь его внимание к зданию издалека). Идея скульптур очень интересна – они олицетворяют «основы современной цивилизации»: науку, промышленность, искусство и, само собой, торговлю!
Очень важной и интересной деталью служит огромное арочное окно на главном фасаде здания – подобные черты не дают нам усомниться в том, что здание построено по канонам модерна: громадное панорамное окно, устройство которого с технической точки зрения стало передовым для своего времени! А вот внешний вид фасадов всё ещё эклектичен: хоть Барановский и предпочитал рациональный модерн, но самый богатый и роскошный магазин в Петербурге должен был выглядеть соответствующим образом!
Здание Русского географического общества
Дата постройки: 1907-1909
Адрес: Переулок Гривцова 10
Следующей работой в портфолио Барановского стало строительство здания Русского географического общества - очень солидной научной организации, которая на протяжении многих лет не имела собственной "штаб-квартиры".
Выбор Барановского в качестве архитектора для этого здания был связан с несколькими факторами: во-первых, одним из учредителей и основных спонсоров здания был всё тот же Григорий Елисеев, у которого был очень богатый опыт работы с Барановским. Во-вторых, Барановский был очень рациональным архитектором и отлично справлялся с самыми трудными задачами, так что строительство здания на столь узком участке не менее узкой улицы было для него лёгкой задачей!
Здание Русского географического общества оценит далеко не каждый: многим оно может показаться слишком скучным и обыденным. Однако, человек, разбирающийся в архитектуре, сразу обратит внимание на множество интересных деталей в организации фасада: интересная игра с облицовкой (тяжеловесный гранитный низ и лёгкая верхняя часть здания, покрытая декоративным кирпичом-плиткой "кабанчиком"), необычная расстановка оконных проёмов (окна на трёх этажах разных размеров, при этом Барановский намеренно нарушает ровный строй фасада, расставляя окна первого этажа врозь с остальными оконными проёмами здания).
В общем, дом Русского географического общества - ещё один прекрасный памятник петербургского модерна с небольшой примесью неоклассики (можете обратить внимание на сандрики, венчающие оконные проёмы на втором и третьем этажах здания - чистый классицизм). И надо сказать, что Барановский прекрасно смешивал эти стили, создавая нечто новое - уникальное и прекрасное!
Буддийский дацан
Дата постройки: 1909-1915
Адрес: Приморский проспект 91
Последней крупной работой Барановского стало ну очень необычное для нашей страны здания - буддийский храм! По своей сути, здание на Приморском проспекте - первый дацан в Европе! Стоит понимать, какая трудная задача стояла перед Барановским - спроектировать то, что не проектировал ни один его соотечественник доселе!
Однако, было бы несправедливо говорить о Барановском как о единственном творце дацана. Дело в том, что изначальный проект храма был создан студентом Института Гражданских Инженеров, не окончившего ВУЗ и не получившего полноценное высшее образование - Николай Березовский!
Вы спросите - а с какой стати столь юному и неопытному зодчему выпала возможность проектировать столь грандиозную постройку? А всё дело в личности Николая Березовского - молодой студент регулярно участвовал в различных конкурсах и принимал участие в жизни института. Более того, Березовский успел поучаствовать в археологической экспедиции в Восточный Туркестан - именно там он и приобрёл все те знания, которые ему довелось использовать при проектировании дацана!
Однако, проект молодого архитектора был скорее умелым стилизаторством, нежели уникальной работой, а потому приход на место Березовского героя нашей сегодняшней статьи повлияло на здание в лучшую сторону - Барановский использовал проект своего юного коллеги, но при этом видоизменил его, добавив дацану чисто петербургского северного колорита: облицевал фасады серым гранитом, украсил здание некоторыми чисто модерновыми чертами вроде пилонов, заменивших колонны (они были в изначальном проекте),усилив эффект игры с формами окон и т.д.
В общем, тандем Березовского и Барановского, во многом сложившийся из-за политических причин (власти Петербурга откровенно "вставляли палки в колёса" строителям дацана, так что в какой-то момент заказчик привлёк к реализации проекта видного и авторитетного архитектора Гавриила Барановского, споры с которым давались чиновникам с куда большим трудом, нежели препирания с юным зодчим, не имеющим официального статуса архитектора). Ну что ж, в итоге эта традиционная для царской России нетерпимость к другим верам, в какой-то мере положительно сказалась на внешнем облике дацана!
Буддийский храм в Старой деревне стал последней работой Барановского - увы, после этого на Россию обрушились сначала Первая Мировая война, а потом и революция. Увы, в таких условиях строительство в Петербурге почти прекратилось, а до следующей яркой архитектурной эпохи конца 1920-х годов Барановский просто не дожил...
Заключение
Сегодня мы с вами рассмотрели творческий путь ещё одного выдающегося архитектора Петербурга. И пускай обычно такие статьи не пользуются особой популярностью на дзене, мне всё равно очень нравится работать над ними - ведь как интересно проследить творческий путь человека, создавшего здания, которые знает любой петербуржец: взять тот же Дацан или Елисеевский магазин! Но многие ли знают, кто построил эти дома? А известно ли людям, какой трудный путь пришлось пройти этому человеку? А как много он сделал для изучения русской архитектуры? Я думаю, что об этом знают лишь немногие!
Тем интереснее работать мне над такими статьями: я понимаю, что делаю почти тоже самое, что в свои времена делал сам Барановский - рассказываю людям о малоизвестных архитекторах, проливаю свет на их биографии и на их творчество. И эта мысль воодушевляет меня на новые открытия и новые публикации!
Очень надеюсь, что они интересны и вам! Спасибо за внимание!