Написание картины, игра в театре, постановка танца, фотография или видеография. Это ли рамки творчества? Нет, они давно гораздо шире. Даже для решения стандартных, казалось бы, задач иногда необходимо применять творческое мышление. Давайте обратимся к определению?
Творческое мышление - это вид мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта. То есть любая деятельность, если мы её делаем не по готовым схемам, может быть творческой. Мне нравится простые задачи механизировать, систематизировать и этот процесс для меня тоже творческий. Я придумываю, как удобно «работать работу». А вот визуал для меня сложен. Фото, видео, дизайны, ремонт в квартире! В этих вопросах я часто доверяю приглашенным специалистам.
Легче всего мне включать творческое мышление, когда я придумываю программу мероприятий, занятий для детей. Кто был на фестивалях «Своей позиции» подтвердит, что мои мероприятия – эксклюзив. Как я это делаю? В основе обычный мозговой штурм. Рассажу об этапах творчества на примере. Допустим, что мне нужно придумать лагерную смену для младших школьников:
1. Я формулирую цель мероприятия, обязательно задав себе вопрос: «Зачем я делаю этот лагерь?». Поверьте, этот вопрос очень помогает отбросить хлам из целеполагания.
2. Далее я формулирую ожидаемый результат от этого мероприятия. «Что случится в конце в лагеря с участниками?» или «Какими станут дети в конце лагеря?».
3. Представляю наполнение, задачи. Например, я понимаю, что мне нужно организовать учебный процесс, но он должен быть необычным, чтобы дети даже не догадались, что учатся. Я понимаю, что мне нужно организовать воспитательный процесс, но и он будет креативным, чтобы мой лагерь отличался от любого другого. Я понимаю, что мне нужно много времени уделить физической культуре, здоровью и безопасности пребывания в этом лагере. И я решаю применить несколько новых методик, неиспользованных мною ранее.
Теперь у меня есть образ, довольно «воздушный» пока, но достаточный для следующих этапов:
4. Генерирование идей. Сейчас важно отключить внутреннего критика. Я записываю любые идеи, стараюсь забыть санпины, нормы, известные методы и просто думаю, как достичь мои цели. Записываю даже дикие идеи, а потом делаю перерыв.
5. Через несколько часов я возвращаюсь к проекту уже с долей критики, оцениваю получившиеся, думаю, что из моих идей реально воплотить. Именно тут появляются ответственные люди, рабочие группы и понимание, какие человеческие навыки мне нужны для реализации. Снова перерыв!
6. Обычно на следующий день я возвращаюсь, включая критическое мышление на полную мощность. Я соотношу свои идеи с ЦА, их возрастными и индивидуальными особенностями, «вычищаю» неадекват.
7. Далее я отправляю проект на экспертизу. Обычно его смотрят пара лиц, которые имеют большой опыт в тематике проекта. Я спрашиваю впечатление, мнение и снова вношу правки. Еще одна пауза.
8. На третий день я смотрю финальную картинку, наблюдаю за своими эмоциями и, как правило, отправляю в реализацию!