Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 № 26-П положение федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» было оспорено прапорщиком погрануправления ФСБ России по Ростовской области Олесей Селиной. Неопределённость она увидела в норме, позволяющей досрочно уволиться с военной службы. Среди них, в том числе, необходимость ухода за ребёнком младше 18 лет, которого воспитывает только мать или только отец.
Уволиться сотрудница УФСБ решила в декабре 2018 года. Женщина подала рапорт, где указала, что разведена, бывший муж, хоть и не лишён родительских прав, живёт в другом регионе, а на её попечении осталась часто болеющая малолетняя дочь.
Аттестационная комиссия признала причину для увольнения неуважительной и в увольнении было отказано. Попытки обжалования отказа в судах, вплоть до Верховного, оказались безуспешными. Суды указали, что ребёнка возможно передать на воспитание отцу: при разводе место жительства девочки определено не было, в правах бывшего супруга не ограничивали. Кроме того, в ФЗ «О воинской обязанности» именно такой ситуации в списке объективных причин для досрочного увольнения нет, а без них оставить службу по собственному желанию контрактники не могут.
В Конституционном суде РФ с такой позицией не согласились. Судьи пришли к выводу, что сам по себе закон соответствует Конституции, однако толкуют её неверно.
Конституционный Суд РФ дал толкование оспоренной нормы, которое является отныне обязательным для судов.
Военная служба представляет собой особый вид государственной службы - профессиональную служебную деятельность. Такого рода деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяются их права и свободы, гарантируемые государством. Служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований к военнослужащим. При этом лица, проходящие военную службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами.
У военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, отсутствует безусловное право на досрочное увольнение с военной службы на основании лишь своего свободного волеизъявления, что отличает военную службу как от работы по трудовому договору, так и от иных видов государственной службы.
Вместе с тем Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» допускает увольнение с военной службы досрочно при наличии определенных обстоятельств.
К ним, в частности, отнесены семейные обстоятельства: невозможность проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи, изменение места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанное с необходимостью переезда семьи в другую местность, необходимость постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной Экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
В число таких семейных обстоятельств включается и необходимость ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка.
Законодатель устанавливает для военнослужащих комплексную систему социальных гарантий, предназначенную для всех проходящих военную службу лиц.
Целевым предназначением гарантий, связанных с материнством (отцовством), являются, с одной стороны, обеспечение военнослужащим возможности реализации родительских прав и обязанностей, а с другой – благоприятных условий, позволяющих им эффективно выполнять обязательства, предусмотренные контрактом о прохождении военной службы.
Когда же по объективным причинам предоставление этих гарантий не позволяет достичь названных целей, у военнослужащего возникает право уволиться в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет.
Гражданин может быть отнесен к числу лиц, воспитывающих ребенка без матери (отца), если второй родитель его ребенка умер, а также в том случае, когда он является единственным усыновителем ребенка или когда мать, не состоящая в браке, воспитывает ребенка, отцовство в отношении которого не установлено. Кроме того, родитель является одиноким, если мать или отец ребенка лишены родительских прав либо ограничены в них.
Сюда же относятся случаи, когда один из родителей ребенка умер, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях.
Разрешая вопрос об увольнении военнослужащего по вышеназванным обстоятельствам, суды должны принимать во внимание конкретные обстоятельства, включая оценку состояния здоровья ребенка и зависящую от такой оценки возможность посещения им дошкольной образовательной организации, причины, препятствующие второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним.
Конституционный Суд Российской Федерации постановил что оспоренный закон не противоречит Конституции РФ, однако его толкование должно соответствовать смыслу, указанному в данном Постановлении, в связи с чем судебные решения, ранее принятые в отношении гражданки Селиной Олеси Николаевны подлежат пересмотру.
Подписывайтесь на канал, заходите на Форум правовой взаимопомощи военнослужащих ( Voensud.ru ), где собрана постоянно пополняемая коллекция судебных решений, касающихся прав военнослужащих.