Найти в Дзене
byesamurai

Джокер: разные лица одной легенды

Оглавление

Разбираем воплощения легендарного Джокера в работах культовых режиссёров современности: Тима Бёртона, Кристофера Нолана и Тодда Филлипса.

Внешность

Что делает образ Джокера таким запоминающимся? Конечно, внешность.

Зеленые волосы, фиолетовый костюм, красная улыбка на белом лице.

Как такие, казалось бы, одинаковые персонажи по-разному раскрываются в каждом фильме? Все дело в режиссерском подходе.

Мастер визуального искусства Тим Бёртон, известный своими яркими, выразительными костюмами и готической эстетикой. В его представлении, Готэм - серый, обезличенный город, классический film noir метрополис. Внезапное появление яркого Джокера на фоне такого серого и скучного города становится еще более заметным. Его фигура резко контрастирует с серой цветовой палитрой Готэма.

Бэтмен, 1989
Бэтмен, 1989

Нолан, напротив, убрал яркость из образа Джокера, оставив темно-зеленые волосы, и темно-фиолетовый пиджак, таким образом, "смешав" его с Готэмом.

Тёмный рыцарь, 2008
Тёмный рыцарь, 2008

В то время, как Джокер Бёртона показывает, что он таким был всегда, Джокер Нолана, как и Джокер Филлипса, стал таким благодаря внешнему воздействию. Готэм сделал его таким.

Филлипс взял понемногу от обоих Джокеров: реализм Нолана смешался с яркостью цветов Бёртона. Артур Флек — несчастный одиночка, аутсайдер, терпящий насилие и издевательства со стороны общества. Его костюм клоуна более практичный, и обусловлен его профессией. Однако Тодд Филлипс привносит очень смелое изменение в образ Джокера: традиционный фиолетовый цвет костюма сменяется темно-красным.

Главные атрибуты

Главные фишки Джокера можно отследить вплоть до самого начала комиксов о Джокере. Розыгрыш с пистолетом, выстреливающим флажком, убойные игральные карты, коробка с выскакивающей боксерской перчаткой на пружине — все это принадлежало оригинальному персонажу Джокера из комиксов.

Отразилось ли это в экранизациях?

В фильме Бёртона Джокер по канону использует шуточные, но смертельно опасные игрушки: электрошокеры, бутоньерки, разбрызгивающие кислоту и прочие. Но Нолан в "Темном рыцаре" отказался от этой традиции, снарядив Джокера более привычными для нас атрибутами насилия: пушки, ножи, базуки. Однако, он не лишает Джокера привычного чувства юмора.

Тодд Филипс напротив раскрывает своего персонажа как доброго и порядочного человека. Ему чуждо игривое беспорядочное насилие предшественников. Но все идет к тому, что в конце концов герой вынужден отвечать насилием на насилие, и в итоге использует то же оружие, ножи и пушки, но более изощренным путём.

Особенности движений

Джокер Бёртона обожает танцевать. Он шумный, он заметный, он делает все, чтобы не остаться в тени.

Джокер Нолана все время сутулится, движется, как тень, прижав руки к телу. Его движения скованны, или вовсе отсутствуют. Зачем суетиться, когда ты всегда на шаг впереди своих врагов?

В фильме "Джокер" тело Артура всегда на виду. Режиссер будто хочет чтобы мы увидели связь между болезненным телом и болезненным рассудком.

Он тоже любит танцевать, но делает это по-своему, втайне от других. Лишь в конце в знаменитой сцене танца на лестнице, его танец становится актом триумфа.

Безусловно, Джокер — очень сложный персонаж с длинной историей, и при разборе нельзя ограничиться разбором только трёх фильмов о нём. Но на этих примерах можно рассмотреть как ключевые этапы развития персонажа, так и различия в восприятии одного культового персонажа разными авторами.

"Интерны"
"Интерны"