Разбираем воплощения легендарного Джокера в работах культовых режиссёров современности: Тима Бёртона, Кристофера Нолана и Тодда Филлипса.
Внешность
Что делает образ Джокера таким запоминающимся? Конечно, внешность.
Зеленые волосы, фиолетовый костюм, красная улыбка на белом лице.
Как такие, казалось бы, одинаковые персонажи по-разному раскрываются в каждом фильме? Все дело в режиссерском подходе.
Мастер визуального искусства Тим Бёртон, известный своими яркими, выразительными костюмами и готической эстетикой. В его представлении, Готэм - серый, обезличенный город, классический film noir метрополис. Внезапное появление яркого Джокера на фоне такого серого и скучного города становится еще более заметным. Его фигура резко контрастирует с серой цветовой палитрой Готэма.
Нолан, напротив, убрал яркость из образа Джокера, оставив темно-зеленые волосы, и темно-фиолетовый пиджак, таким образом, "смешав" его с Готэмом.
В то время, как Джокер Бёртона показывает, что он таким был всегда, Джокер Нолана, как и Джокер Филлипса, стал таким благодаря внешнему воздействию. Готэм сделал его таким.
Филлипс взял понемногу от обоих Джокеров: реализм Нолана смешался с яркостью цветов Бёртона. Артур Флек — несчастный одиночка, аутсайдер, терпящий насилие и издевательства со стороны общества. Его костюм клоуна более практичный, и обусловлен его профессией. Однако Тодд Филлипс привносит очень смелое изменение в образ Джокера: традиционный фиолетовый цвет костюма сменяется темно-красным.
Главные атрибуты
Главные фишки Джокера можно отследить вплоть до самого начала комиксов о Джокере. Розыгрыш с пистолетом, выстреливающим флажком, убойные игральные карты, коробка с выскакивающей боксерской перчаткой на пружине — все это принадлежало оригинальному персонажу Джокера из комиксов.
Отразилось ли это в экранизациях?
В фильме Бёртона Джокер по канону использует шуточные, но смертельно опасные игрушки: электрошокеры, бутоньерки, разбрызгивающие кислоту и прочие. Но Нолан в "Темном рыцаре" отказался от этой традиции, снарядив Джокера более привычными для нас атрибутами насилия: пушки, ножи, базуки. Однако, он не лишает Джокера привычного чувства юмора.
Тодд Филипс напротив раскрывает своего персонажа как доброго и порядочного человека. Ему чуждо игривое беспорядочное насилие предшественников. Но все идет к тому, что в конце концов герой вынужден отвечать насилием на насилие, и в итоге использует то же оружие, ножи и пушки, но более изощренным путём.
Особенности движений
Джокер Бёртона обожает танцевать. Он шумный, он заметный, он делает все, чтобы не остаться в тени.
Джокер Нолана все время сутулится, движется, как тень, прижав руки к телу. Его движения скованны, или вовсе отсутствуют. Зачем суетиться, когда ты всегда на шаг впереди своих врагов?
В фильме "Джокер" тело Артура всегда на виду. Режиссер будто хочет чтобы мы увидели связь между болезненным телом и болезненным рассудком.
Он тоже любит танцевать, но делает это по-своему, втайне от других. Лишь в конце в знаменитой сцене танца на лестнице, его танец становится актом триумфа.
Безусловно, Джокер — очень сложный персонаж с длинной историей, и при разборе нельзя ограничиться разбором только трёх фильмов о нём. Но на этих примерах можно рассмотреть как ключевые этапы развития персонажа, так и различия в восприятии одного культового персонажа разными авторами.