Найти тему
Тайна Романова

Бесценные находки курганов Горного Алтая времен древних саков

Уникальные возможности для реконструкции многих сторон жизни и представлений кочевников-саков дают пазырыкские и акахалахинские курганы Горного Алтая, одно из самых восточных областей скифского мира. В урочище Пазырык и на плато Укок были открыты могилой родовых или племенных вождей V-IV вв. до н.э. Они представляли собой каменные насыпи, под которым были открыты прямоугольные ямы глубиной до 4 м и площадью около 50 квадратных метров с погребальным камерами из бревенчатых срубов высотой до 2 м, с полным, двойными стенами и потолками, покрытыми берестой и накатом из брёвен.

Из-за особенности климата и конструкции курганов вскоре после их сооружения под ними образовывались линзы многолетней мерзлоты, сохранившей всё, положенное в могилу. В слой льда были законсервированы и тела бальзамированных погребенных в колодах-саркофагах, изделия из дерева, тканей, войлока, меха и кожи - предметы одежды, домашнего обихода средства передвижения и многое другое.

Деревянный убор конской узды. Курганы Ак-Алаха. V-IV вв. до н.э.
Деревянный убор конской узды. Курганы Ак-Алаха. V-IV вв. до н.э.

Находки дают представление о физическом типе погребенных. Среди населения Горного Алтая и прилегающих степных областей тогда преобладал европеоидный тип, хотя присутствие монголоидных черт также было значительным. Мужчины носили волосы средней длины, подстриженный под "горшок", женщины заплетали косы. Благодаря открытию погребения девушки из парного захоронения Ак-Алаха-1, известной, как "Принцесса Укока" установлено, что женщины носили парики и использовали косметические средства. Тела и мужчин, и женщин покрывале татуировки, сюжеты которых отражали скифские представления о трехуровневой структуре мира. На ногах изображались рыбы, символы подземного мира, на руках и теле - животные и сцены борьбы хищников и копытных, населявших мир земной, а в верхней части рук располагались изображением птиц и других солярных знаков.

Женский головной убор-парик алтайских саков. Реконструкция Е.В. Шумаковой, художник Д.В.Поздняков. V-IV вв. до н.э.
Женский головной убор-парик алтайских саков. Реконструкция Е.В. Шумаковой, художник Д.В.Поздняков. V-IV вв. до н.э.
Татуировки алтайских саков. Из курганов Пазырака, Ак-Алаха и Верх-Кольджина. V-IV вв. до н.э.
Татуировки алтайских саков. Из курганов Пазырака, Ак-Алаха и Верх-Кольджина. V-IV вв. до н.э.

Тела усопших бальзамировались при помощи ртутных соединений, в частности киновари, а лицо закрывалось глиняной маской-слепком.

Мужские шерстяные штаны. Курганы Ак-Алаха. V-IV вв. до н.э.
Мужские шерстяные штаны. Курганы Ак-Алаха. V-IV вв. до н.э.
Женские войлочные чулки. Курганы Ак-Алаха. V-IV вв. до н.э.
Женские войлочные чулки. Курганы Ак-Алаха. V-IV вв. до н.э.
Шелковая женская рубаха. Курганы Ак-Алаха. V-IV вв. до н.э.
Шелковая женская рубаха. Курганы Ак-Алаха. V-IV вв. до н.э.

Бесценными находками являются древнейший из известных художественно выполненный переднеазиатский ворсовый ковер, а также тончайшей работы шерстяные переднеазиатские ткани, вышитые китайские шёлковые изделия. Эти находки свидетельствуют о широких культурных связях древнего населения Алтая и открывают перед нами мир кочевников во всех красках.

Сакский конный лучник. Изображение на войлочном ковре. Пазырык V-IV в до н.э.
Сакский конный лучник. Изображение на войлочном ковре. Пазырык V-IV в до н.э.