Показам спектакля "Парламент" на TheatreHD/Play посвящается
Великобритания - страна традиций и ритуалов. Ими пропитано всё, от воспитания детей до чаепития. Но наибольшая концентрация непреложных правил, действующих не одно столетие - в британском Парламенте.
Парламент в этой стране был создан еще в XIII веке, так что нет ничего удивительного в том, что здесь накоплено множество разнообразных традиций. Куда удивительнее и интереснее тот факт, что многие правила и традиции соблюдаются до сих пор, без всякого видимого практического смысла. Ну какой, в самом деле, может быть смысл в том, чтобы сидеть на мешке с шерстью или запирать вице-канцлера в Букингемском дворце в качестве заложника?
Но Великобритания на то и Великобритания. Так заведено - значит так будет.
Британский Парламент занимает одно из самых заметных зданий в самом центре Лондона - Вестминстерский дворец. Это одна из самых красивых парламентских резиденций мира, здесь более 1000 помещений - от огромных публичных залов до крохотных тайных комнат.
Самые известные помещения - Центральный зал, где граждане страны могут встретиться со своими депутатами, Зал заседаний Палаты лордов и Зал заседаний Палаты общин.
Палата Общин
Деление на две палаты - исходя из сословного признака - случилось еще в XIV веке, и с тех права и обязанности каждой из палат многократно менялись.
В современном Парламенте именно Палата общин - основная рабочая лошадка, принимающая законы, место самых страстных дискуссий и место непреложных правил.
Посмотрим на Зал заседаний Палаты общин внимательнее. Он скрывает в себе массу интересного.
Начнем с маленькой детали: у входа в зал заседаний стоит табакерка с нюхательным табаком. Ей почти никто не пользуется, но ничто другое здесь курить нельзя уже не одно столетие. Пить алкоголь тоже нельзя. Но это правило может нарушить канцлер казначейства, когда делает доклад по бюджету. По закону он может пользоваться всем, что находится в коробке с документами. Если там есть бутылка - может воспользоваться и ей.
В центре Зала заседаний - стол, полный “магических символов”. На столе во время заседаний обязательно присутствует золотой Жезл Палаты общин. Он символизирует независимость палаты, а его отсутствие делает заседание нелегитимным. Жезл больше похож на старинный фонарь и весит прилично, что не мешает некоторым особо темпераментным участникам дебатов размахивать и швыряться им. За чем, конечно, неминуемо следует наказание, а если жезл поврежден - солидный штраф.
Также на столе располагаются сборники законодательных актов Палаты общин в очень красивом переплете и два ящика - с документами и с религиозными книгами, от Библии до Корана. Желающие присягнуть на них всегда могут воспользоваться такой возможностью. В остальное время эти ящики используются в качестве трибун.
Сидения для участников дебатов расположены с двух сторон Зала заседаний. По одну сторону, справа от спикера, правящая партия, по другую - оппозиция. На передних сидениях сидят “переднескамеечники” - более влиятельные депутаты. На первом ряду справа кабинет министров, напротив - так называемый “теневой кабинет”. Каждая сторона отделена красной линией на полу. Между двумя красными линиями расстояние, равное… суммарной длине двух мечей.
На втором ярусе зала заседаний - галерея. Туда пускают прессу и гостей депутатов, зрителей с билетами. Как и любом театре, в этом театре жизни есть свои проходные пьесы и хиты, на которые не достать билета. Невозможно достатить билетик, например, на выступление премьер-министра. В обычные дни зрителей меньше, и депутаты поглядывают на них с удивлением: на что тут смотреть-то? А смотреть очень даже есть на что.
Заседание в Палате общин начинается с молитвы лицом к стене (традиция молиться на коленях не прижилась из-за того, что это было неудобно делать с мечом на поясе), а заканчивается криком полицейского “Кто идет домой?” - Who goes home? Современный Лондон освещен гораздо лучше, чем в те времена, когда депутатам нужен был провожатый, но традиция есть традиция.
Множество традиций связано и с самими заседаниями - дебатами.
В Палате общин нельзя грубить (есть список запрещенных слов, в который входят, например, свинья, лжец и трус), искажать чужие слова, обвинять других во лжи или, скажем, пьянстве. За отказ взять свои слова назад могут отлучить от заседаний.
На заседании нельзя высказывать свое одобрение аплодисментами, шипеть, петь и свистеть, но можно кричать одобрительно - Hear, hear!. Нельзя (формально) перебивать выступающего - но можно кричать “Позор, позор!”. Если из-за криков плохо слышно, можно откинуться назад и прижать ухо к спинке дивана: там встроен усилитель, одна из немногих уступок современности.
Для того, чтобы дали слово, надо встать и привлечь внимание спикера. Главная задача спикера - соблюдать порядок и определять, кому предоставлять слово.
Кстати, целый список правил и традиций связан с выборами спикера Палаты общин. Упомянем лишь самое забавное: на церемонии вступления в должность нового руководителя буквально волокут на свое место, а он демонстративно сопротивляется. Традицию положил в XIV веке один действительно не желавший избираться спикер, с тех пор остальные повторяют это как ритуал.
Обращаться депутаты могут только к спикеру, имена предыдущих ораторов называть нельзя. “Выступавший до меня уважаемый член парламента из такого-то округа…” - максимум допустимого. Даже премьер-министр в идеале обращается только к спикеру, ведя через него дискуссию с оппозицией.
Отдельное зрелище - голосование. Сначала “да!” кричат те, кто за, потом “нет!”, кричат те, кто против. Спикер на слух (!) определяет, каких голосов было больше. Если это не очевидно, то автор того, за что голосовали, может потребовать более точной процедуры. И тут начинается ещё более интересное. За 2 минуты все, кто не является членами Палаты общин (главным образом, речь о журналистах), должны покинуть помещение лобби. В это же время во всех комнатах парламента, а также в ресторанах, барах и всех тех местах вне Парламента, откуда за 3-4 минуты могут добежать депутаты, звонят колокольчики.
Дальше депутаты выходят в лобби (пространство перед Залом для заседаний) через коридоры “да” и “нет”, а специально поставленные клерки их подсчитывают. На процедуру отведено восемь минут.
Вы думаете, это всё? Нет! Для того, чтобы депутаты не пропускали заседания и в нужный момент прошли через нужный коридор, каждая партия держит в своем арсенале “кнутов” или “хлыстов”. Это очень влиятельные люди, и ослушаться их при действительно важном голосовании - нереально. Известен даже случай, когда депутат после операции проехался через нужный коридор на каталке и поехал обратно в больницу. Кстати, умирать в Парламенте запрещено, и если вдруг это случается, человека отвозят в ближайшую больницу, и только там констатируют смерть.
И эти люди еще удивляются, что у них всегда есть зрители?
Палата лордов
Закон, принятый нижней палатой, отправляется на утверждение в палату верхнюю - Палату лордов.
Палата лордов, верхняя палата британского парламента - организация еще более консервативная. В нее входят лорды духовные (высшее духовенство англиканской церкви) и лорды светские (пэры). Пэры делятся также на наследственных и пожизненных.
Палатой лордов руководит Лорд-канцлер. Как правило, это министр правительства, которого назначает на должность монарх по представлению премьер-министра. Он же является главой судебной власти. Ему, в отличие от спикера Палаты общин, не нужно следить за порядком, считается, что "благородные лорды" выдержаны и спокойны, не как те, в "другом месте" (так принято называть здесь Палату общин).
У Палаты лордов тоже множество прекрасных традиций. Самая знаменитая, это, конечно же, мешок с шерстью, на котором сидит Лорд-канцлер. Мешком эта роскошная конструкция, больше похожая на диван, называется уже весьма условно, но шерсть по-прежнему там. Говорят, в 1938 году обнаружили подмену - оказалось, что Лорд-канцлер восседал на мешке, набитом конским волосом. С тех пор за этим следят неукоснительно, правда, шерсть теперь не только британская, она произведена в разных странах Содружества. Символизирующий ранее национальное достояние Великобритании, теперь этот мешок - символ единства стран Содружества.
Голосуют лорды, которые не могут не отличаться правилами от нижней палаты, словами “Согласен” и “Не согласен”. А вот способов влияния на них у “кнутов”, которые есть и тут, практически нет. Пойди сдвинь члена Палаты лордов на визит в Парламент, когда ему много лет и лень далеко тащиться, и санкций никаких за это не будет! Какое там на больничной каталке, и своими ногами многих не загнать. Последняя связанная с этим реформа случилась совсем недавно - в 1999 году было сильно сокращено количество наследственных пэров, которые - сюрприз - совсем не желали работать. Некоторые даже до самой первой стадии - присяги - не дошли. С тех пор, как число наследственных пэров сократили, дела пошли бодрее.
Если Палата лордов вносит поправки в закон, принятый Палатой общин, то его возвращают в нижнюю палату на согласование. Когда компромисс в Парламенте достигнут, закон отправляется на визирование монарху.
Кстати, с монархом связана самая знаменитая традиция Парламента. Ей мы и завершим наш рассказ.
Открытие сессии Парламента
Редкая по красоте и сложности правил церемония - торжественное открытие сессии Парламента, на которое приезжает правящий монарх.
Сам ритуал, хоть и выглядит атавизмом, на самом деле, очень важен. Уже не одно столетие он напоминает и триединстве основных ветвей власти страны: двух палат Парламента и монарха.
Начинается день визита монарха с… обыска в Парламенте. Королевские йомены тщательно обыскивают помещения, особое внимание уделяя подвалу. Да, со времен Гая Фокса это обязательно. Полагаем, нечто подобное делает любая спецслужба, но в случае с йоменами это так красиво!
После этого каждая из Палат собирается в своем зале заседаний. К лордам, одетым в специальные мантии, присоединяются дипломаты и судьи. Палата общин ждет у себя.
Тем временем, в Букингемский дворец направляется вице-канцлер. Ему предстоит стать заложником во дворце на то время, пока монарх - в “заложниках” в Парламенте. Предполагается, что это защитит монарха в случае заговора. Защита, конечно, весьма условная - что мешает пожертвовать вице-канцлером? Да и время сейчас более мирное. Но напоминалка о том, что случилось с Карлом I, который ссорился с парламентом, на всякий случай висит в той гардеробной, где монарх по традиции облачается в церемониальный костюм.
Сначала в Парламент приезжают атрибуты королевской власти, а затем и сам монарх - в конном экипаже.
Монарх заходит в Парламент через вход для Сюзерена, отправляется в гардеробную, где облачается в мантию и надевает большую императорскую корону. Затем он отправляется в Палату лордов. И только после того, как монарх садится на трон, Лорд-камергер дает команду “Черному жезлу” - герольдмейстеру, главе службе безопасности Вестминстерского дворца - пригласить представителей Палаты общин.
"Черный жезл" в сопровождении привратника и полицейского инспектора (который, по традиции, говорит всем встречным "Снимите, шляпы, незнакомцы!") отправляется к закрытым дверям Палаты общин. Точнее, двери закрываются перед самым носом прибывшей делегации. Это, конечно, не слишком вежливо, но служит напоминанием, что Палата общин независима. После трех ударов в дверь ее открывают, и “Черный жезл” получает возможность с порога пригласить членов Палаты общин присутствовать на выступлении монарха. Столетиями в этой церемонии меняется только обращение к спикеру палаты - господин или госпожа.
Правила касаются даже того, как идет Палата общин на эту встречу. Во-первых, идти надлежит сразу же, как позвали. Во-вторых, возглавлять процессию должны два лидера - премьер-министр и лидер главной оппозиционной партии. И в-третьих, самое интересное: они обязаны общаться и шутить, а не шествовать с каменными лицами.
Ну и главная составляющая этого события - речь монарха в Палате лордов. По сложившейся традиции эту речь пишут в правительстве. Для королевской особы участие в этом мероприятии - и право, и обязанность. Но, конечно, монархи тоже люди и относятся к обязанностям по-разному. Елизавета II, известная очень ответственным отношением к своим королевским обязанностям, пропустила церемонию открытия лишь дважды - оба раза из-за беременности. А Королева Виктория за свою долгую карьеру побывала на этой церемонии всего девять раз. В случае отсутствия монарха речь вместо него читает Лорд-канцлер.
На церемонию приглашаются члены Палаты лордов, судьи Верховного суда (в париках и полном облачении), дипломаты и, на правах бедных родственников, члены Палаты общин (слушают речь стоя). Зато Зал заседаний Палаты общин - единственное место в Парламенте, куда вход монарху запрещен. Что называется, квиты.
А еще в Британский парламент категорически запрещено являться в латах и нельзя проводить дуэли. Смех смехом, а за последние годы попыток пронести на заседания холодное оружие были десятки, а в гардеробе Парламента до сих пор есть крючки для шпаг. Ибо традиции, знаете ли.
До 4 июня на TheatreHD/Play можно посмотреть спектакль This House "("Парламент"). Этого спектакля давно не было в нашей афише, мы ему очень рады - в связи с чем и написали для вас этот текст :).