В первой статье о законах управления самолета Airbus A320 мы рассмотрели Normal Law - нормальный закон. Все с ним хорошо - удобно управлять и есть куча защит, казалось бы - летай да радуйся. Но есть одно но. Для того чтобы это работало - все системы самолета должны быть исправны. Например, в Normal Law есть защита от превышения максимальной скорости. Логично предположить, что для того, чтобы эта защита работала, самолет должен как минимум знать текущую скорость полета. За это отвечают модули ADR (Air Data Reference - блок обработки воздушных данных ). Если эти модули начинают выдавать некорректные данные (а самолет постоянно их тестирует и сравнивает их показания между собой) - защита от превышения скорости работать не сможет.
Аналогично и с другими защитами. В зависимости от отказавших систем происходит реконфигурация закона управления полетом, возможны следующие варианты:
‐ Alternate law - reduced protections (альтернативный закон - пониженная защита);
‐ Alternate law - lost protections (альтернативный закон - без защит);
‐ Direct law (прямой закон);
‐ Mechanical backup (минимальный режим).
Что мы получаем, когда самолет переходит в Alternate law - reduced protections:
- в режимах Ground mode и landing mode (Flare) - все аналогично тому, что есть в Normal Law.
- в режиме Flight mode - управление по тангажу аналогично Normal law (самолет удерживает заданный тангаж), управление по крену и рысканью - прямое. При этом отключены защиты по пространственному положению, модифицирована (работает не в полном объеме) защита от сваливания. Работают предупреждения о максимальной и минимальной скоростях.
При переходе в Alternate law - lost protections самолет управляется также как и в Alternate law - reduced protections, а вот из всех защит остается только защита от максимальной перегрузки.
Direct law - тут все просто, управление прямое по всем каналам, защит нет. Из плюшек только предупреждения о максимальной и минимальной скоростях. Наш супер-пупер навороченный самолет превращается практически в Ан-2.
В чем опасность Alternate и Direct law? Отсутствие защит это не такая большая проблема - большинство пилотов А320 в реальных полетах никогда в жизни до срабатывания защит дело не доводили. А вот изменившееся управление - ведь мы почти 100% времени летаем в Normal law, в котором самолет управляется не так как самолет без Fly-by-Wire - это непривычно. В то же время, управление в Direct law аналогично управлению большинства менее продвинутых самолетов, от Як-18Т до Боинга 737. Все что нужно пилоту -это иметь устойчивые навыки пилотирования в ручном (ручном без кавычек) режиме. Для поддержания этих навыков вполне подходит и тренажер - периодически все пилоты проходят подготовку для полетов в этих режимах. Насколько этого достаточно судить сложно, но за 30 лет эксплуатации Airbus A320 из-за деградации законов управления ни один полет не закончился аварийно. Хотя случаев перехода в Alternate и Direct law происходит не один десяток в год.
Остальные статьи тут!