Найти в Дзене
Обретение Истины

ЕГЭ по Обществознанию. Часть II.

II. Содержание. Целевые векторы изучения и нюансы.

Обществознание – это, образно выражаясь, «соляночная» школьная дисциплина, компиляция других научных дисциплин (философии – социальной, политической и всякой прочей, – культурологии, социологии, психологии, правоведения, политологии, экономики и т.д.) и смежных направлений человеческой мысли.

В первую очередь необходимо разобраться во взаимосвязи понятий: обществознание, общество, общение, акторы (субъекты/агенты социального взаимодействия) и объекты …

По большому счёту, изучаем две среды обитания человечества, которые в большинстве случаев тесно переплетаются: природную (естественную) и социальную (искусственную). Помимо этого, разбираемся в диалектике Природы, Культуры и цивилизации.

Авторская схема обществоведа М.В. Гуреева.
Авторская схема обществоведа М.В. Гуреева.

Изучаем 4 сферы общества:

1) политическую (внутриполитическую – правовую, внешнеполитическую – международную),

2) экономическую,

3) социальную,

4) культурную (духовная культура и материальная культура).

Термин «духовная» в данном контексте неверен, поскольку мы изучаем объекты, явления и процессы также и материальной культуры. Целесообразно также отдельно (в качестве пятой) выносить правовую сферу, поскольку право должно быть не только частью внутренней политики, но и формироваться под влиянием КУЛЬТУРЫ. Иначе мы имеем тот «беспредел» и правовой нигилизм, которые в России уже достаточно хорошо известны.

Авторская схема обществоведа М.В. Гуреева.
Авторская схема обществоведа М.В. Гуреева.

Авторская схема обществоведа М.В. Гуреева.
Авторская схема обществоведа М.В. Гуреева.

На месте пересечения этих двух макросфер развивается материальная культура.

Основные цели культуры: обретение смыслов, нахождение взаимопонимания через идеи и образы, выстраивание разумных ценностных приоритетов.

Основные цели цивилизации: защита от неблагоприятных воздействия внешней среды (природные катаклизмы, нападения других животных видов и т.д.), выживание и увеличение рода, обеспечение порядка во взаимоотношениях разных людей («civilis» = «гражданский»), обеспечение комфорта.

Фундаментальные, наиболее древние виды культурной деятельности:

1) трудовая,

2) игровая (две разновидности: «play» и «game»),

3) знаково-символическая.

Разность понятий «труд» и «занятость»: труд – это общественно полезная деятельность (производство духовных и материальных благ для себя, своих близких, своей страны, мира в целом); занятость же может проявляться в чём угодно, в том числе в деструктивной и крайне аморальной деятельности (проституция, сутенёрство, провоцирование военных конфликтов и т.д.).

Социальная сфера, в принципе, не нужна при эффективной политике патриотически ориентированного государственного аппарата. Показатели эффективности:

а) пенсии, достойные полноценных людей (при начислении выплат учитываются приоритеты общественно значимых профессий, стаж, уже состоявшийся вклад в общественное развитие и т.д.);

б) полноценные стипендии (равные 1,5 прожиточного минимума: чтобы студенты лишний раз не отвлекались на решение бытовых затруднений и учились, выкладываясь на 100%), …

В современном же обществе социальная сфера зачастую выступает как осколочный придаток к сфере внутренней политике, меценатская же поддержка крайне мала, а любое волонтёрство всё равно должно финансироваться (как минимум, на уровне закупки необходимого для работы инвентаря, не говоря уже о том, что этих волонтёров обязательно нужно кормить, чтобы хорошо работали).

Каждая из сфер общества структурно подразделяется на социальные институты и социальные группы.

В обязательном порядке ученик повторяет историческую хронологизацию: эпохи, периоды.

Авторская схема обществоведа М.В. Гуреева.
Авторская схема обществоведа М.В. Гуреева.

Также необходимо постоянно повторять и обновлять терминологический аппарат, знать наизусть и понимать смысл всех ключевых определений/дефиниций.

Кроме этого, целесообразно учитывать следующие проблемные грани, ежегодно присутствующие на каждом экзамене: следует различать идеал (то, что должно быть) и реальность (как есть на самом деле), фактичность действия и возможность действия. Сами составители тестов нередко мешают в кучу все эти четыре состояния, поэтому прежде чем, отвечать, надо понять логику авторов каждого конкретного задания.

2013-2020

© Copyright: Максим Вячеславович Гуреев