Найти тему
Евгения Мякишева

Я жила в СССР

Я жила в СССР

Учись и работай!
Учись и работай!

В 1959 году мои родители работали на Сталинградском тракторном заводе инженерами-конструкторами. Поэтому в этом выпуске я расскажу вам о заводе и о том, как американцы жили в Сталинграде до войны. И что они там делали?

Со Сталинградским Тракторным заводом (СТЗ) связана вся моя семья: мой прадед, дед и мои родители. Мое детство прошло в Тракторозаводском районе города Сталинграда, позже ставшим Волгоградом. Собственно, сам район создан был в период строительства завода. Ранее это место было пригородом и называлось поселок имени Дзержинского. Моя мама родилась как раз в этом поселке, и это записано в ее свидетельстве о рождении. А запись была сделана в 1934 году. К этому времени завод только-только начал стабильно выпускать колесные тракторы. Мой дед ,получивший образование механика, сначала работал на строительстве завода, а затем стоял у станка. Работать за станком в то время считалось не только престижной, но и весьма трудной профессией. Профессионально он рос постепенно: от рабочего за станком до начальника огромного цеха огромного промышленного завода. Это я написала для того, чтобы было понятнее, каким было то поколение, которое превратило сельскохозяйственную страну, Российскую Империю, в индустриальную, развитую, энергонезависимую, мощную державу. Да, пришлось учиться и одновременно тяжело работать. Ведь таких мощных заводов, сравнимых с заводами Форда, никогда у нас ранее не строилось. Надо было этому научиться.

А лучшими в проектировании и строительстве промышленных предприятий были тогда американцы. И так удачно совпало, что в США началась Великая депрессия, а в СССР началась промышленная революция. В СССР Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о строительстве тракторного завода в Сталинграде в декабре 1928 года. А в США в 1929 году миллионы людей потеряли работу, остановились крупнейшие заводы- гордость Америки . В период Великой депрессии от голода у них погибло шесть миллионов человек. Вот такой была Великая депрессия в США в 1929-1939 годах ( фото из открытых источников):

Великая депрессия в США 1929-1939 годы
Великая депрессия в США 1929-1939 годы

А бандитизм в США 1930-х годов? Чикаго!- сколько в этом слове! Кто-то из россиян читал "Крестного отца" или видел фильм, а кто-то в начале 2000-х годов весело отмечал Новый год или профессиональный праздник(!?) в этом же корпоративном стиле. Банковский кризис, разгул бандитизма, коррупция, голод, дикая безработица, бездомные, скитающиеся по всей стране, невообразимая смертность - вот что такое Великая депрессия в США.

И тут такое предложение из СССР! Предложение построить тракторный завод с нуля. За очень хорошую оплату! Были приглашены лучшие специалисты. Конечно, они согласились уехать на заработки из депрессивной Америки. Невзирая даже на то, что США в те годы еще даже не признали Советский Союз , как независимую, суверенную страну, и не имели своего представительства в нашей стране. И в первых рядах приехавших был -Альберт Кан , действительно великий промышленный архитектор, разработчик проектов Фордовских автозаводов. Он спроектировал заводские цеха тракторного завода, конвейеры и возглавил американское представительство на заводе. В Сталинград прибыла американская команда инженеров и проектировщиков.

Рабочий СТЗ рассматривает прибывшие американские станки
Рабочий СТЗ рассматривает прибывшие американские станки

По воспоминаниям моей бабушки, в доме ее двоюродной сестры жил американец на постое. И еще она говорила, что угловой дом на нынешних улицах Шурухина/Дегтярева и дома по Шурухина чуть выше ( не знаю, сохранились ли они, но в моем детстве в них были магазины ГАЛАНТЕРЕЯ с высокими двусторонними ступенями), проектировали и строили американцы. Строили для себя, в смысле, чтобы жить в них пока запускался завод. Их так и называли до войны - "американские дома". В Сталинградскую битву они были очень сильно разрушены, но на их фундаменте пленные немцы после войны построили новые дома с совершенно другой планировкой.

Для строительства нужны были рабочие руки. Со всех окрестных станиц и слобод потянулись в город казаки и селяне. Вот так же из казачьей станицы приехал в Сталинград мой дед Георгий Демьянович . Он к тому времени уже отслужил в армии, получил образование, женился и имел двоих малолетних детей, один из которых позже умер от дизентерии. Рискнул, уехал от своей земли, своего дома. И не пожалел.

Завод строился с трудом. Планы, которые принимало Советское правительство были очень жесткими, страна спешила поднять свою экономику, создать свою тяжелую промышленность, развить сельское хозяйство. Это был период сталинской индустриализации- период тяжелой работы с ясной и понятной для всех целью. Сельскохозяйственная страна, прошедшая через непрерывную череду войн, Первой мировой и Гражданской, разоренная и голодная, должна была стать высокоразвитой и самодостаточной в самые кратчайшие сроки.

Первые цеха СТЗ
Первые цеха СТЗ

Сельские парни и девушки, часто без образования, но с молодым энтузиазмом и комсомольской верой в лучшее будущее своей страны приехали на большую стройку. Сейчас все эти слова и выражения - "молодые энтузиасты", комсомольская вера в будущее" звучат как-то странновато. Современной молодежи не верится, что можно так тяжело трудиться на простом энтузиазме и вере в лучшее будущее. Но именно так и достигается выполнение задуманного. Сначала осознается мечта, а мечту большевики очень хорошо озвучили в плакатах, речах, фильмах , в литературе, в газетах и радио. Потом ставится цель, и правительство поставило конкретную стратегическую цель- индустриализация для самодостаточности и возможности отпора любого врага. А затем тактическая конкретная задача- построив тракторный завод, построить то, что никогда не строили, научиться штамповать любые заводы в дальнейшем, обучить на этом опыте инженеров, освоить сложные станки и оборудование, научиться управлять промышленным предприятием, наконец. Вот эти молодые ребята, поверившие в свое будущее, этому и учились. И многие из них поднялись в самые верха, став руководителями, как мой дед, возглавив в своем будущем цеха, предприятия, отрасли и дойдя до министерств. Мечта, цель и упрямая вера- это важно. Было важно тогда, точно так же важно и сегодня.

Молодые рабочие СТЗ
Молодые рабочие СТЗ

Американские рабочие, около 300 человек, прибыли в Сталинград, чтобы запускать конвейер. Жили они отдельно от местных рабочих, в построенных благоустроенных домах. Внутри их квартала был детский сад , баня и магазин. Для рабочих- американцев, уехавших из голодной и безработной в те годы Америки, для их детей и жен ( не все приехали с семьями, многие просто отсылали деньги в семью, как гастарбайтеры), это были счастливые и сытые годы в Советском Союзе. Вместе с ними прибыли станки. Станки, не виданные ранее русскими.Чертежи к станкам- на английском языке. Чертежи перевели, работать русские научились, построили завод, в 1930 году выпустили первый трактор СТЗ-1. Трактор был колесный, мощностью 30 лошадиных сил.

Первый трактор Сталинградского Тракторного завода имени Дзержинского.
Первый трактор Сталинградского Тракторного завода имени Дзержинского.

Американцы закончили работу по контракту в 1932 году, когда заводские рабочие смогли самостоятельно выпускать с конвейера готовые трактора.В 1936 году завод уже выпускал по 150 тракторов за смену. А в 1937 году завод перешел на выпуск гусеничных тракторов. Это уже были тракторы, разработанные советскими инженерами, собственные советские тракторы СТЗ-3 мощностью 52 лошадиных силы. В конце этого же года с конвейре сошел первый артиллерийский ( транспортный) тягач. Он был создан на базе гусеничного СТЗ-3. Этот тягач на промышленной выставке в Париже получил высшую награду- "Гран-При". И разработали его советские инженеры самостоятельно.

Тягач СТЗ-5 НАТИ
Тягач СТЗ-5 НАТИ

В начале 1941 года, еще до начала войны, завод начал серийный выпуск танков Т-34 и танковых двигателей. После начала войны, когда многие поставщики комплектующих оказались на оккупированной территории, заводчане самостоятельно освоили выпуск всех комплектующих к танкам и артиллерийским тягачам. Выпуск продукции продолжался даже тогда, когда 23 августа 1942 года вермахт неожиданно прорвался в Сталинград со стороны нынешнего Тракторозаводского района. Эта немецкая танковая атака была отбита заводчанами –ополченцами, которые с помощью учебных и только что изготовленных ими танков отразили наступление. В этом ополчении принимал участие и мой дед Георгий Демьянович. Он был награжден медалью «За оборону Сталинграда»не только за участие в ополченских отрядах, но и за спасение и вывоз станков, оборудования и цветных металлов с завода на Алтай. Выпуск танков продолжался до 13 сентября 1942 года, когда бои уже шли на территории завода. А ремонт двигателей и танков , вышедших из боев поврежденными, продолжался до 5 октября 1942 года.

Танк Т-34 образца 1941 года
Танк Т-34 образца 1941 года

Немцы пытались захватить заводскую территорию в течение 3-х месяцев. На минуточку напомню, что вся Франция была оккупирована в течение 42 дней. К заводским ополченцам присоединились, курсанты военного училища, бронекатера Волжской военной флотилии и армейские части. А мой дед в это время продолжал отправлять станки, оборудование, цветные металлы по внутренней заводской железнодорожной ветке в восточные регионы. Вместе с последними вагонами он выехал на Алтай в город Рубцовск, где было вновь организовано производство тракторов для нужд фронта и тыла.

Жмите «палец вверх», если вам понравилась эта информация. Подписывайтесь на мой канал и вся моя жизнь и частично жизнь нашей страны пройдет прямо перед вашими глазами.

Вы можете прочитать другие мои статьи:

Сталинградская переправа через Волгу в 1942 году

Материнство или работа: трудный выбор в СССР

Сталинградский тракторный завод в 1942 году.

Тёртые мужики или девушка-мастер. Кто кого перевоспитал?