Найти в Дзене
Записки самоучки

ЯМЗ 236 на КаМАЗ ч3

В предыдущих статьях мы думали и навешивали двигатель. Сегодня пришла очередь КПП и сцепления. Подвеска КПП. Напомню что я использовал КПП 154. Подвеску пришлось немного доработать, так как коробка сместилась на +2 см вперед! Для этих целей был куплен П образный швеллер на 6 см и затем отрезан и просверлен по месту. ФОТО Крепление КПП к двигателю. А вот тут все не очень просто. Коробка скручивается с двигателем через переходное кольцо (картер ЯМЗ - SAE10 "1). Сразу же, при примерке, было выявлено задевание прижимного диска (корзины) за корпус картера коробки, в котором располагается сцепление. Картер был подвергнут доработке (допиливанию болгаркой). Вот как это выглядит: Доработка - красные стрелки. Сразу скажу что все было на глазок. Единственный ориентир - центровочный бурт (зеленая стрелка). Его толщину мы сделали равной 10 мм. Длинна снятия около 15 мм, далее скругление. В эту проточку входит прижимной диск сцепления с зазором около 1.5 мм. Позже я нашел чертеж в "Справочном пособ
Оглавление

В предыдущих статьях мы думали и навешивали двигатель. Сегодня пришла очередь КПП и сцепления.

Подвеска КПП.

Напомню что я использовал КПП 154. Подвеску пришлось немного доработать, так как коробка сместилась на +2 см вперед! Для этих целей был куплен П образный швеллер на 6 см и затем отрезан и просверлен по месту.

ФОТО

Крепление КПП к двигателю.

А вот тут все не очень просто. Коробка скручивается с двигателем через переходное кольцо (картер ЯМЗ - SAE10 "1). Сразу же, при примерке, было выявлено задевание прижимного диска (корзины) за корпус картера коробки, в котором располагается сцепление. Картер был подвергнут доработке (допиливанию болгаркой). Вот как это выглядит:

"Допиливание" КПП 154 для стыковки с однодисковым ЯМЗ!
"Допиливание" КПП 154 для стыковки с однодисковым ЯМЗ!

Доработка - красные стрелки. Сразу скажу что все было на глазок. Единственный ориентир - центровочный бурт (зеленая стрелка). Его толщину мы сделали равной 10 мм. Длинна снятия около 15 мм, далее скругление. В эту проточку входит прижимной диск сцепления с зазором около 1.5 мм. Позже я нашел чертеж в "Справочном пособии по ТО и ремонту однодисковых сцеплений с диафрагменной пружиной силовых агрегатов ЯМЗ", документе с номером 14.01001 - 00. Далее по тексту упоминаемым как Справочное пособие

Эскиз доработки картера сцепления для однодискового сцепления
Эскиз доработки картера сцепления для однодискового сцепления

Далее опорный подшипник (который в колен вале). К сожалению чертежей не сохранилась, а агрегат уже собран и доукомплектовывается. Если не ошибаюсь то там стоит аналог 6205 и он стоит далековато. Для исправления был набросан эскиз и незамедлительно отдан токарю. Единственное что помню - зазор между торцом вынесенного подшипника и торцом колен вала равнялся 5мм. Остальное можно вымереть. Благо в интерне можно найти фото!

Дистанцирующая втулка подшипника ЯМЗ - SAE10 "1
Дистанцирующая втулка подшипника ЯМЗ - SAE10 "1

Красная - посадка в колен вал вместо подшипника, зеленая посадка для подшипника. Назначение втулки - смещение подшипника ближе к КПП.

ВАЖНО! Высота втулки и диаметр такие, чтобы поместиться в отверстие маховика и не выступать из под платины-шайбы болтов, которые крепят маховик к коленвалу.

Сцепление.

Мне досталось сцепление вместе с дизелем (как оказалось аналог ЯМЗ 184 и радость была преждевременной). Далее по каталогам и рекомендациям были приобретены следующие комплектующие:

Диск ведомый MFZ-430 SACHS 1878000206

Муфта сцепления SACHS 3151000034

Кольцо стопорное муфты сцепления SACHS 88610017Т

Вилка сцепления 19.1601203-10

Ещё доработке подверглась крышка подшипника первичного вала. На нее была установлена втулка для достижения диаметра 60 мм (красная стрелка на фото), и выполнено протачивание 60 диаметром на 2 мм для увеличения хода муфты (зеленая стрелка).

Доработка "стакана"
Доработка "стакана"

Можно конечно взять готовую крышку. Ее номер:

крышка КПП...040 первичного вала КПП-154 14.1701040-50 (Д=60мм,L=106мм) под сцепление SACHS

ВАЖНО! Даже на заводской крышке придется протачивать упорный бурт.

Неправильное протачивание на 4мм
Неправильное протачивание на 4мм

Почему неправильное? Нужно было2 мм!

Ход вытяжного.
Ход вытяжного.

Но какая Русская душа не любит запаса!? В результате осталась перемычка менее 1мм. Ведь изнутри крышки (стакана) расточено для установки армированной манжеты, и мы это в спешке не усмотрели. Поэтому длинна прохода 2мм!

Вышеупомянутые процедуры нужны для обеспечивания хода вытяжной муфты сцепления в 13мм в соответствии со Справочным пособием упомянутым ранее. От них можно избавиться увеличением толщины переходного кольца для стыковки ЯМЗ с коробками по SAE10 "1, но увы у меня оно уже было.

Установка сцепления

Мне досталась 184 "корзина". В соответствии со Справочным пособием на моем дизеле должен стоять 182 нажимной диск с кожухом, имеющий усилие на вытяжной муфте в 560 кгс, но стоял 184 с усилием в 750 кгс. Что не подходило для КамАЗовских муфт, вилок и валов (они расчитанны на усилие около 600кгс). При пробном выключении вал вилки прогибался на 2мм, что недопустимо. Для решения проблемы пришлось приобретать 182 прижимной диск.

К маховику он крепится на 12 болтов М10х1.5х70 с классом прочности 10.9. Ввиду отсутствия препятствующих провороту штифтов - крутящий момент передаётся через болты, поэтому они повышенной прочности и имеют высокий момент затяжки.

ВАЖНО! Момент затяжки болтов крепления "корзины" к маховику - 60..70 Н·м (6..7кгс·м).

У меня была сорвана пара болтов и потянулась еще пара, поэтому были изготовлены ремонтные болты М10х1.5х75 по ГОСТ 7808-70.

К "корзине" совершенно замечательно подошло стопорное кольцо (зеленая стрелка):

"Корзина" со стопорным кольцом на моторе
"Корзина" со стопорным кольцом на моторе

Единственное пришлось подогнуть "застежку" (красн). На фото видны шпильки, вкрученные с фиксатором резьбы в переходное кольцо (ЯМЗ - SAE10 "1). Желательно использовать шпильки повышенной прочности. Длину их уже не помню.

В следующей части "приладим" ПГУ старого образца и еще больше фото! Не забываем палец вверх!