Найти тему
o_maddy

Госпожа Солнца и Луны или член коалиции Михримах-Рустем-Хюррем

Михримах-султан — дочь османского султана Сулеймана и его законной жены Хюррем-султан.

Имя «Михримах» происходит от названия седьмого месяца иранского солнечного календаря — mihrimah. В буквальном переводе с персидского может означать «солнце и луна». В источниках и документах османской империи наиболее распространены варианты прочтения имени дочери Сулеймана I Михрмах и Михримах, однако более верным вариантом является Михрюмах; традиционно в художественной литературе используется самый популярный вариант — Михримах.

Михримах родилась приблизительно в 1522 году в Стамбуле, в султанском дворце Топкапы, и была единственной дочерью и вторым ребёнком из шестерых детей османского султана Сулеймана и его влиятельной фаворитки Хюррем-султан — рабыни, происходившей, предположительно, из славянских земель и в 1534 году ставшей законной женой султана.

У Михримах было четверо полнородных братьев и один единокровный брат, достигшие зрелости. Михримах была любимой и, согласно популярной версии, единственной дочерью султана, пережившей младенчество. Вместе с тем, Энтони Алдерсон пишет о том, что у Сулеймана I было ещё две дочери, одна из которых достигла зрелости и даже была выдана замуж, а другая скончалась за год до рождения Михримах; Чагатай Улучай же называет дочерью Сулеймана I Разие-султан, о которой нет никакой информации, кроме надписи на могиле в мавзолее молочного брата султана Яхьи-эфенди.

Михримах воспитывалась и получала образование под чутким руководством её знаменитой матери. Кроме того, Михримах была чрезвычайно набожной.

Во второй половине правления султана Сулеймана его фаворитом стал Рустем-паша, босняк, хорват, серб или албанец по происхождению. Опасаясь потери влияния, великий визирь назначил Рустема, до этого занимавшего гораздо менее значимый пост мирахура, на должность губернатора в отдалённой провинции Диярбакыр. Примерно в это же время, по слухам, Хюррем-султан узнала о том, что Рустем выражает желание жениться на Михримах, и поддержала его. В июле 1538 года скончался бейлербей Анатолии Мустафа-паша и его должность получил Рустем.

26 ноября 1539 года на Ипподромной площади начались празднования по случаю обрезания младших братьев Михримах — шехзаде Баязида и Джихангира; затем, в ходе празднований, 4 декабря был заключён брак между Рустемом и Михримах. После свадьбы супруги остались в Стамбуле, где вместе с Хюррем-султан образовали узкий круг влияния на султана.

В мае 1541 году в результате снятия с поста другого зятя султана, Лютфи-паши (супруга Шах-султан), супруг Михримах стал вторым визирем; в 1544 году Рустем-паша получил должность великого визиря. В том же 1544 году Михримах вместе с матерью и мужем посетила Бурсу, где собрались братья Михримах, постоянно проживавшие в своих санджаках; встреча продлилась сорок дней.

Неизвестно, насколько Михримах была привязана к супругу, однако после смерти Рустема в 1561 году она больше замуж не выходила. Она переехала в султанский дворец, где оставалась до смерти брата Селима II.

-2

Хотя нет никаких доказательств причастности Михримах или её матери к падению её старшего единокровного брата Мустафы, многие источники, как османские, так и зарубежные, считали, что таким образом они расчищали путь к власти одному из сыновей Хюррем — Селиму или Баязиду; приход к власти Мустафы был невыгоден никому из них: Рустем лишился бы должности и, возможно, головы, Хюррем потеряла бы статус и всех своих сыновей, а Михримах — мужа, братьев и влияние. В дальнейшем, Рустем все-таки был снят с поста великого визиря, но сохранил жизнь.

Коалицию «Хюррем-Михримах-Рустем» считали причастной и к казни великого визиря Кара Ахмеда-паши, который также был зятем султана — мужем его сестры Фатьмы. Смерть Кара Ахмеда-паши вернула должность великого визиря Рустему-паше.

После смерти матери влияние Михримах во дворце возросло; она также стала главной советницей отца и сообщала ему новости во время отсутствия Сулеймана I в столице. Михримах, так же как и её мать, вместе с мужем поддерживала в качестве престолонаследника шехзаде Баязида. После смерти отца Михримах стала самой влиятельной и уважаемой женщиной в гареме сначала брата Селима II, а затем и племянника Мурада. Именно Михримах подарила племяннику наложницу Сафие, на долгие годы ставшую любимицей Мурада.

Известно, что Михримах, как и её мать, интересовалась зарубежной политикой; так, она вела переписку с польским королём Сигизмундом Августом.

-3

По сообщению немецкого путешественника Стефана Герлаха, Михримах умерла 25 января 1578 года.

По распоряжению султана Мурада III, Михримах была похоронена в тюрбе отца в мечети Сулеймание, что подчеркнуло её особый статус единственной и горячо любимой дочери султана. До конца XVII века могилы Михримах и султана Сулеймана I были единственными захоронениями в тюрбе.

-4

Известно, что дочерью Рустема и Михримах была Айше-Хюмашах Ханым-султан — одна из двух любимых внучек султана Сулеймана I (второй была единственная дочь шехзаде Мехмеда — Хюмашах Ханым-султан). Айше Хюмашах была несколько раз замужем и в первом браке родила четверых сыновей и двух дочерей; её потомком и по женской, и по мужской линиям был великий визирь Султанзаде Мехмед-паша.

Сюрейя Мехмед-бей указывает на то, что у Михримах был по меньшей мере один сын, однако имени его не называет. Энтони Алдерсон и Мустафа Качар называют сыном Михримах Османа; Алдерсон указывает датой смерти Османа 1576 год. Сюрейя также указывает датой смерти Османа 1576 год, однако считает его сыном не Михримах, а другой женщины — вероятно, первой жены Рустема-паши.

-5

Имя Михримах носят две мечети в Стамбуле: одна была построена по приказу султана Сулеймана I в Ускюдаре, другая — по распоряжению самой Михримах в Эдирнекапы. Комплекс мечети Михримах-султан в Ускюдаре (другое название Искеле-джами) был построен по проекту Синана в 1547 году; в комплекс вошли собственно пятикупольная мечеть с двумя минаретами, а также фонтан, медресе, мектеб (начальная школа) и караван-сарай. Кроме того, при мечетях Михримах действовал имарет (благотворительная кухня), а самой султанше принадлежали несколько благотворительных вакфов.

Согласно легенде, по задумке Синана мечети были построены так, что 21 марта — якобы в день рождения Михримах, имя которой означает «солнце и луна», — в тот самый момент, когда солнце скрывается за одной мечетью её имени в Эдирнекапы, луна появляется из-за мечети её имени в Ускюдаре.