Найти в Дзене
Cóffushka

Старая японская проповедь

Это всего лишь маленькая зарисовка. Момент, выхваченный из времени. 

Японская проповедь, читаемая в 8-й, 18-й и 28-й день каждой луны. 

Читалась она в небольшом помещении, примыкающем к молельне. Окна и двери молельни выходили в разбитый с безупречным вкусом сад, изобилующий карликовыми деревьями и каменными фонарями. 

В помещении для священнослужителя стоял высокий стол, покрытый алым и белым шёлком, а на нём – колокол, поднос со свитками священных книг и небольшая курительница благовоний древнего китайского фарфора. Перед столом подвешен барабан, позади которого возвышается неподъёмное кресло. Такие кресла украшают все буддийские храмы. Здесь, в этом помещении проходит богослужение. Как только оно заканчивается, мирской чиновник садится у подвешенного барабана и под его аккомпанемент произносит нараспев молитву: 

Наму Мёхо Рэнгэ Кё… 

Перевод этой молитвы звучит так – Слава сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. 

И вот народ начинает вторить: Наммиё! Наммиё! Смысл молитвы пастве непонятен, произносится она плачевно. 

Священник отрешается от земной суеты и читает проповедь: 

«Душа человеческая по природе честная и праведная; но есть семь соблазнов, которые её губят. Будда тревожится, когда видит пламя, пожирающее этот мир. Это пламя есть пять соблазнов этого грешного мира; и эти пять соблазнов есть желания красивых зрелищ, сладких звуков, благоуханных запахов, лакомств и богатых украшений. Человек не столько наделён телом, сколько одержим этими соблазнами, которые становятся самой его душой. А то, что каждый человек следует велениям своей души, - это закон. Таким образом, тело и плотские соблазны, душа и веления сердца сгорают во всепоглощающем огне». 

Наммиё! Наммиё! – раздаётся печальный возглас паствы. 

«Какая ошибка считать это нечистое тело чистым и совершенным! Если мы не будем прислушиваться к святому учению, как ещё мы отмоемся и очистимся?» 

Наммиё! Наммиё! – раздаётся возглас нечистого и очень жалкого грешника в возрасте десяти лет… 

«Судьба человеческая – переменчива и всегда сходит с проторенной дороги. Почему бы не пойти полюбоваться цветами и не получить удовольствие от их красоты? Когда вернётесь домой, вы увидите тщету этих удовольствий. Зачем покупать мимолётные радости безнравственных женщин? Как долго вы сохраните восхитительный вкус лакомств, которыми вы упивались? Всё время, желая делать это, желая видеть это, желая есть редкие блюда, желая носить красивую одежду, вы проводите жизнь, раздувая пламя, которое поглотит вас. Что за ужасная тема для размышлений! В стихах священника Сайгё писано: 

«Поистине я был близким другом цветов; однако они увяли и опали, и мы расстались. Как печально!»